государственное регулирование международных кредитных отношений

Кого нанять

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирова­ния в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником междуна­родных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, акку­мулированного через госбюджет, государство предоставляет пра­вительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет вне­шнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субси­дий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсиди­рования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государствен­ные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывози­мых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразован­ное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государ­ство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах разрыв между ставками по экспортным и иным кредитам достигал 1,5—2 пункта. Государство удлиняет срок кредитования экспор­теров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Пре­ференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках со­зданы государственные или полугосударственные экспортно-им­портные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредито­вание и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специ­ализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к креди­ту, который является важным средством конкуренции наряду с це­ной, качеством и услугами, и тем самым стимулировать националь­ный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к прекращению его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого вице-президента и трех дирек­торов, назначаемых президентом США с согласия Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на более длительный срок, чем конкуренты США. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглаше­ния подписываются и гарантируются правительством страны-заем­щика. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обяза­тельной закупкой товаров в США («связанные» кредиты). Установ­лен лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд долл.) и заим­ствований у Министерства финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85% кредитования экспорт­ных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР. Другие программы включают: 1) гарантии по ссудам для приобретения оборотного капитала; 2) инжиниринг для финансовой поддержки НИОКР и подготовки технико-экономичес­кого обоснования дальнейшего развития национального экспорта, ЭИБ США осуществляет страховые операции совместно с Ассоци­ацией страхования иностранных кредитов (АСИК), созданной этим банком и страховыми компаниями в 1961 г. для страхования частных кредитов американских экспортеров. Аналогично ЭИБ США гаран­тирует погашение кредитов коммерческим банкам по среднесрочным сделкам экспортеров.

640 1

На долю ЭИБ приходится до 40% общей суммы кредитов правительства США иностранным государствам. ЭИБ предостав­ляет кредиты иностранным покупателям американских товаров и услуг через финансовые институты в разных странах. Основной регион деятельности ЭИБ — развивающиеся страны. Их доля в операциях банка возросла с 37% в 1945—1955 гг. до 90% в настоящее время.

С 70-х годов произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредитных на гарантийные и стра­ховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено увеличением частных экспортных кредитов и возрос­шим риском в международных кредитных отношениях. Банковские гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их «домашними банками» (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом предполагаемого риска.

Аналогичные государственные экспортно-импортные банки и аге­нтства экспортного страхования существуют в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах. Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) пре­доставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные креди­ты на рыночных условиях, гарантии по кредитам, получаемым экспортерами в коммерческих банках и по векселям. В Великобрита­нии кредитование и финансирование внешней торговли осуществля­ются коммерческими банками при поддержке Департамента Гаран­тий Экспортных Кредитов (ДГЭК). Деятельность экспортно-им­портных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

В России аналогичные функции выполняют Банк внешней тор­говли, Банк внешнеэкономической деятельности, специализирую­щийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего СССР.

Одной из форм государственного регулирования кредита явля­ется регламентация основных показателей международной деятель­ности банков по линии: 1) ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внут­ренних и заграничных операций; 3) регулирования участия наци­ональных банков в международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом.

Формы межгосударственного регулирования международного кре­дита. Противоречие между уровнем интернационализации хозяй­ственной жизни и ограниченностью национальных форм регулиро­вания привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капи­тала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений; 3) согласование кредитной поли­тики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

• координация условий экспортных кредитов и гарантий;

• согласование размера помощи развивающимся странам;

• регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

• рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастает. Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере между­народного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был организован Между­народный союз страховщиков кредитов и инвестиций* со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании около 30 стран, предназначен для обмена информа­цией и составления рекомендаций относительно условий государ­ственного страхования экспортных кредитов. Этот совещатель­ный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительствен­ной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кре­дитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более дли­тельные сроки.

Читайте также:  centos создать пользователя с правами root

С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется че­рез региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.

С целью ограничения государственного стимулирования экспор­та товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по креди­там сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства кон­курентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кре­дитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой, называется кон­сенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, сред­ние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников со­глашения (например, при снижении стоимости кредита).

С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межго­сударственное регулирование движения ссудного капитала путем ре­циклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональ­ное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся стра­нам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределе­ния нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующе­го их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного регулирования между­народного кредита являются международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток — Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторон­ней основе стали международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуаль­ным проблемам международных валютно-кредитных и финансо­вых отношений.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влия­ние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых цент­ров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров.

Ведущие корпорации и банки активно используют государст­венное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осущест­вляют международные кредитно-финансовые операции.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международные кредитные отношения служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Государство является активным уча­стником международных кредитных отношений, вы­ступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулиро­ванного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кре­дитование на двухсторонней или многосторонней ос­нове до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

В Западной Европе традиционно государство вы­ступало как гарант международных кредитов. В на­стоящее время это характерно для США и Японии, так как формы участия государства в кредитовании и фи­нансировании экспорта теперь унифицированы. Госу­дарство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налого­вых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования про­центных ставок, т. е. возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кре­дитам. Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептных опе­раций превращают тратты экспортеров в первоклас­сное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конку­рентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут осво­бождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ запреща­ет субсидирование экспорта, государство активно воз­действует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государ­ство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегча­ет и упрощает процедуру получения кредитов. Префере­нциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях. Созданы государственные или полугосударст­венные экспортно-импортные банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии:

1) ограничения круга их операций за рубежом;

2) нейтра­лизация последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций;

3) регулирования участия наци­ональных банков в международных банковских кон­сорциумах.

Основ­ные цели межгосударственного регулирования международного кредита:

1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный ба­ланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

2) совместные межгосударственные меры по преодоле­нию кризисных явлений;

3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам.

Межгосударственное регулирование международ­ного кредита осуществляется в различных формах:

координация условий экспортных кредитов и га­рантий;

согласование размера помощи развивающимся странам;

регламентация деятельности международных и регио­нальных валютно-кредитных и финансовых организаций;

рециклирование нефтедолларов и др.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был органи­зован Союз страховщиков международных кредитов в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании более 20 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций отно­сительно условий государственного страхования экспорт­ных кредитов.

C формированием ЕС регулирование международ­ного кредита поднялось на межгосударственный уро­вень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных про­центных ставках и максимальных сроках кредитов.

Регламентация междуна­родного кредита осуществляется в рамках организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР.

Вначале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосу­дарственные меры по ограничению субсидирования эк­спорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено неформальное соглашение о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством.

До­говоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой, на­зывается консенсусом. Главные элементы консенсуса:

единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта;

дифференцированные условия креди­тов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные);

максимальный срок погашения;

минимальные про­центные ставки.

С середины 70-х годов до 1982 г. активно прак­тиковалось межгосударственное регулирование движе­ния ссудного капитала путем рециклирования нефте­долларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвести­ций в промышленно развитых странах. Промышленно развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для:

Читайте также:  автобиография пишется собственноручно в произвольной форме без помарок и исправлений с указанием мвд

1) покрытия дефицита платежных балансов;

2) перераспределения нефтедолла­ров через банки в пользу развивающихся стран — им­портеров нефти в целях расширения национального эк­спорта в эти страны;

3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

image021

image052

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

image003

Источник

Государственное регулирование международных кредитных отношений

2011 07 25 4e2d1f9e8bdf9

• 7.4. государственное регулирование международных кредитных отношений

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая ихконкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах разрыв между ставками по экспортным и иным кредитам достигал 1,5—2 пункта. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к прекращению его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого вице-президента и трех директоров, назначаемых президентом США с согласия Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на более длительный срок, чем конкуренты США. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются и гарантируются правительством страны-заемщика. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США («связанные» кредиты). Установлен лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд долл.) и заимствований у Министерства финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85\% кредитования экспортных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР. Другие программы включают: 1) гарантии по ссудам для приобретения оборотного капитала; 2) инжиниринг для финансовой поддержки НИОКР и подготовки технико-экономического обоснования дальнейшего развития национального экспорта, ЭИБ США осуществляет страховые операции совместно с Ассоциацией страхования иностранных кредитов (АСИК), созданной этим банком и страховыми компаниями в 1961 г. для страхования частных кредитов американских экспортеров. Аналогично ЭИБ США гарантирует погашение кредитов коммерческим банкам по среднесрочным сделкам экспортеров.

На долю ЭИБ приходится до 40\% общей суммы кредитов правительства США иностранным государствам. ЭИБ предоставляет кредиты иностранным покупателям американских товаров и услуг через финансовые институты в разных странах. Основной регион деятельности ЭИБ — развивающиеся страны. Их доля в операциях банка возросла с 37\% в 1945—1955 гг. до 90\% в настоящее время.

С 70-х годов произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредитных на гарантийные и страховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено увеличением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях. Банковские гарантии ЭИБ покрывают до 90\% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их «домашними банками» (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом предполагаемого риска.

Аналогичные государственные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования существуют в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах. Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных условиях, гарантии по кредитам, получаемым экспортерами в коммерческих банках и по векселям. В Великобритании кредитование и финансирование внешней торговли осуществляются коммерческими банками при поддержке Департамента Гарантий Экспортных Кредитов (ДГЭК). Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

В России аналогичные функции выполняют Банк внешней торговли, Банк внешнеэкономической деятельности, специализирующийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего СССР.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом.

Формы межгосударственного регулирования международного кредита. Противоречие между уровнем интернационализации хозяйственной жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений; 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

• координация условий экспортных кредитов и гарантий;

• согласование размера помощи развивающимся странам;

• регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

Читайте также:  trust wallet как пополнить счет

• рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастает. Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере международного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был организован Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций* со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании около 30 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий государственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительственной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки.

* До 80-х годов он назывался «Международный союз страховщиков кредитов» (International Union of Credit Insurers).

С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, называется консенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа — обычно 15\% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).

С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующего их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток — Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров.

Ведущие корпорации и банки активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Глава 1. всемирное хозяйство: тенденции развития и их влияние на международные валютно-кредитныГлава 2. международные валютные отношения и валютная система
pos mЧитать: • 2.1. понятие валютных отношений и валютной системы
pos mЧитать: • 2.2. роль золота в международных валютных отношениях: новые явления
pos mЧитать: • 2.3. валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
pos mЧитать: • 2.4. западные теории регулирования валютного курса
pos mЧитать: Глава 3. эволюция мировой валютной системы и современные валютные проблемы. европейская валютна3.1. от золотомонетного к золото-девизному стандарту
pos mЧитать: • 3.2. от генуэзской к бреттонвудской валютной системе
pos mЧитать: • 3.3. ямайская валютная система и современные валютные проблемы
pos mЧитать: • 3.4. европейская валютная система: проблемы создания экономического и валютного союза (ес)
pos mЧитать: • 3.5. развивающиеся страны в ямайской валютной системе
Читать: Глава 4. платежный баланс
pos mЧитать: • 4.1. платежный баланс—отражение мирохозяйственных связей страны
pos mЧитать: • 4.2. показатели платежного баланса и методы классификации его статей
pos mЧитать: • 4.3. способы измерения сальдо платежного баланса
pos mЧитать: • 4.4. факторы, влияющие на платежный баланс
pos mЧитать: • 4.5. основные методы регулирования платежного баланса
pos mЧитать: • 4.6. платежные балансы развивающихся стран; особенности методологии их составления
Читать: Глава 5. регулирование международных валютных отношений. валютная политика
pos mЧитать: • 5.1.рыночное и государственное регулирование валютных отношений. валютная политика, ее формы
pos mЧитать: • 5.2. валютные ограничения. мировой опыт перехода к конвертируемости валют
pos mЧитать: • 5.3. валютная политика развивающихся стран
Читать: Глава 6. международные расчеты
pos mЧитать: • 6.1. понятие международных расчетов. валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономическ• 6.2. формы международных расчетов
pos mЧитать: • 6.3. валютные клиринги
Читать: Глава 7. международные кредитные отношения
pos mЧитать: • 7.1. международный кредит как экономическая категория
pos mЧитать: • 7.2. формы международного кредита
pos mЧитать: • 7.3. валютно-финансовые и платежные условия международного кредита
pos mЧитать: • 7.4. государственное регулирование международных кредитных отношений
pos mЧитать: • 7.5. международное кредитование и финансирование развивающихся стран
Читать: Глава 8. мировые валютные, кредитные и финансовые рынки. рынки золота
pos mЧитать: • 8.1. международные финансовые потоки и мировые финансовые центры
pos mЧитать: • 8.2. валютные рынки и валютные операции
pos mЧитать: • 8.3. мировой кредитный и финансовый рынок. еврорынок
pos mЧитать: • 8.4. мировые рынки золота и операции с золотом
pos mЧитать: • 8.5. риски в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях, способы их страхования
Читать: • 8.6. информационные технологии в международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых оперГлава 9. международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации
pos mЧитать: • 9.1. общая характеристика международных финансовых институтов
pos mЧитать: • 9.2. международный валютный фонд
pos mЧитать: • 9.3. группа всемирного банка (вб)
pos mЧитать: • 9.4. европейский банк реконструкции и развития
pos mЧитать: • 9.5. региональные банки развития
pos mЧитать: • 9.6. региональные валютно-кредитные и финансовые организации ес
pos mЧитать: • 9.7. банк международных расчетов
Читать: Глава 10. проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношении россии
pos mЧитать: • 10.1. валютная система россии
pos mЧитать: • 10.2. валютный рынок и валютные операции в россии
pos mЧитать: • 10.3. платежный баланс россии
pos mЧитать: • 10.4. валютная политика россии
pos mЧитать: • 10.5. международное кредитование и финансирование россии
pos mЧитать: • 10.6. россия—должник и кредитор
pos mЧитать: • 10.7. проблемы участия россии в международных финансовых институтах

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: