государственное управление в сфере социальных отношений

Огурцы

Государственное управление социальной сферой

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и значение государственного управления социальной сферой

Социальные правоотношения представляют собой одну из важнейших подсистем общества и предмет государственного управления в форме реализации социальной государственной политики, в том числе обеспечении населению достойного уровня жизнедеятельности, эффективной реализации социальных прав, в том числе прав на социальное обеспечение, охрану здоровья, на жилище и др.

Отсюда государственное управление социальными правоотношениями представляет собой одно из приоритетных направлений политики страны и опосредует систему экономико-правовых, организационных мер и мероприятий, целью которых является формирование условий и обеспечение населения социальными ресурсами.

Важнейшая цель государственного управления социальной сферы – это обеспечение доступности гражданам социальных благ, которые способны удовлетворить их биологические, экономико-социальные и духовные потребности.

Эффективность государственного управления социальными правоотношениями требует:

Отсюда главным затруднением в реализации государством своего социального назначения выступает оптимизация объема привлекаемых на социальные нужды ресурсов и эффективности обеспечения населению достойного уровня жизнедеятельности и удовлетворения социальных потребностей личности.

Цели и задачи государственного управления социальной сферой

Государственное управление социальной сферой опосредует широкий круг общественных отношений, в том числе:

Готовые работы на аналогичную тему

Названные категории общественных отношений как предмета государственного социального управления обусловливают постановку следующих целей социальной политики:

Достижение таких целей требует от государства последовательного решения таких задач:

Правительство РФ в государственном управлении социальной сферой

Основной закон страны в качестве одной из характеристик Российской Федерации называет «социальное государство», что возлагает на государство обязанности по обеспечению эффективной реализации и охраны социальных прав граждан.

Государственное социальное управление реализуется в России по следующим направлениям:

Конституционно закреплена обязанность Правительство России по реализации в стране единой государственной политики в области научно-культурной и образовательной областях, а также в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии, в частности обязанности:

Источник

Государственное управление в сфере социальных отношений

Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения. Их нередко сложно отделить от экономических и политических отношений (например, труд — это не только социальное явление, но и важнейшая экономическая категория, а отношения социальных коллективов часто приобретают политический характер).

В современных условиях главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости, а поскольку борьба различных классов и социальных слоев за удовлетворение собственных интересов неизбежна, она должна протекать на основе состязательности и в рамках правового поля, в целях поиска согласия, компромиссов.

Для решения этих задач парламенты (в том числе в России) принимают соответствующие законы: о порядке разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установлении минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выходных днях и отпусках и т.д. Все эти нормы распространяются на все предприятия, независимо от формы собственности. Законы, принятые парламентом, устанавливают справедливые пропорции уплаты налогов: с больших доходов уплачивают большие налоги, а низкие доходы освобождаются от налогообложения (в России с 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для всех — 13%). Действуют законы о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании и т.д., устанавливаются льготы для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и труда и т.д. Парламент поощряет благотворительность, уменьшая налогооблагаемую базу на соответствующий размер, и т.д.

Как и в сфере экономики, в области социальных отношений глава государства и правительство контролируют исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения. Оперативным управлением ведают министерства (ведомства), на местном уровне — их территориальные управления и отделы. Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учреждения (в экономической сфере — предприятия).

Решающее значение в жизни общества имеет труд. Положения о роли труда содержатся во многих зарубежных конституциях (Испания, Италия, Португалия и др.). С вопросами труда связаны многие аспекты социального развития, пенсионное обеспечение, трудовая и иная миграция (территориальное перемещение, сопровождающееся изменением места жительства населения), вопросы отдыха и быта.

Регулированием вопросов труда и связанных с ними отношений почти во всех странах занимаются министерства труда. В России Министерство труда и социального развития проводит государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, координирует по этим вопросам деятельность других органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Оно создает территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров (министерство возглавляет службу урегулирования трудовых споров), разрабатывает комплексные программы использования трудовых ресурсов, повышения доходов граждан, развития социального страхования, организации пенсионного обеспечения, совершенствования социального партнерства государства, труда и капитала, социальной защиты женщин, детей, ветеранов, проводит мероприятия по охране труда и технике безопасности. Министерство труда готовит проекты законов по пенсионному обслуживанию населения (вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов безопасности занимаются другие ведомства), разрабатывает целевые программы, осуществляет социальные выплаты в виде пособий по безработице, совместно с органами самоуправления содействуют гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников.

Труд человека непосредственно связан с состоянием его здоровья, физического и психического. Федеральным органом, осуществляющим управление в области охраны здоровья и координирующим в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти, является Министерство здравоохранения РФ. Оно действует в тесном контакте с соответствующими органами субъектов Федерации, с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, обществом Красного креста и Красного полумесяца, с профессиональными медицинскими ассоциациями. На местах в систему министерства входят его территориальные органы (управления, отделы), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, санатории, курорты, аптеки, предприятия, санитарно-эпидемиологические станции (в системе министерства есть специальная служба, которая занимается санитарно-эпидемиологическими вопросами, ее возглавляет Главный санитарный врач РФ).

h

Министерство разрабатывает основы государственной политики в области здравоохранения, организует систему медицинской помощи населению, осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор, охрану здоровья населения, организует научные исследования по вопросам здравоохранения, внедряет их в медицинскую практику, обеспечивает методическое руководство, разрабатывает нормативы и стандарты, контролирует качество медицинской помощи и лечебных средств, проводит медицинскую экспертизу в случае заболеваний, инвалидности, заботится об охране семьи, материнства, детства. Оно занимается медицинским обязательным (для всех работающих граждан) и добровольным страхованием. В укреплении здоровья населения участвует Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. Для обеспечения экстренной медицинской помощи населению действуют службы скорой и неотложной помощи, а при авариях и катастрофах — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Оно функционирует в контакте с соответствующими службами министерств обороны, внутренних дел, путей сообщения, на местах имеет свои организации.

Квалифицированный и производительный труд требует общего и профессионального образования. Образование формирует также духовный мир человека, совершенствует его способности. В настоящее время каждый третий россиянин (около 50 млн человек) учится или повышает свою квалификацию. Образование — приоритетная сфера. В России существует бесплатное общее полное (среднее) одиннадцатилетнее образование, среднее и начальное профессиональное образование (техникумы, профтехшколы) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Прием в них осуществляется без конкурса для всех желающих. Наряду с этим получили развитие негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения — частные школы, колледжи, вузы, образовательные учреждения при религиозных и общественных объединениях. Образование может быть получено на основе очного обучения, очно-заочного (вечернего), заочного, экстерном (самообразование или образование на дому со сдачей экзаменов), но по некоторым специальностям получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерна не допускается (например, медицина, военное дело, иностранные языки). Для любой формы образования и обучения действует единый государственный (федеральный) образовательный стандарт (необходимый минимум знаний).

В России сложилась следующая система государственных органов управления образованием: Министерство образования РФ; соответствующие управления (департаменты, отделы) в других министерствах и ведомствах, которые управляют своими учебными заведениями данного профиля (военные училища, институты и академии в министерствах обороны, внутренних дел, здравоохранения, транспорта); государственные органы управления образованием в субъектах Федерации. Существуют и муниципальные (местные) органы управления образованием (например, районные отделы народного образования, входящие в администрацию района), но они являются обычно не государственными, а муниципальными органами и занимаются прежде всего вопросами начального образования.

Основную роль в осуществлении государственной политики в области образования играет Министерство образования РФ. Оно руководит подчиненными ему образовательными учреждениями (среднего и высшего профессионального образования) и выполняет функциональные обязанности по отношению к неподчиненным образовательным учреждениям (например, негосударственным вузам). Министерство обеспечивает сохранение единого образовательного пространства РФ, условия для реализации конституционного права граждан на образование, координацию сферы образования и научно-исследовательской деятельности, внедрение научных разработок в сферу образования, координирует и контролирует деятельность других исполнительных органов в сфере образования. Оно разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, устанавливает для подведомственных учреждений ежегодные контрольные цифры всех категорий обучающихся и порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), устанавливает правила защиты, присваивает ученую степень доктора наук (эта функция возложена на Высшую аттестационную комиссию, являющуюся структурной частью министерства). Оно вправе издавать нормативные акты, обязательные для ведомств, в ведении которых находятся образовательные учреждения, и инспектировать любые образовательные учреждения и органы управления образованием.

1 Помимо федерального компонента, который обязателен для всех субъектов РФ, в стандарт могут быть включены региональный и вузовский (для данного вуза) компо-. центы*,

Образовательные учреждения бывают дошкольными, общеобразовательными (начального общего, основного общего, среднего или полного общего образования), среднего и высшего профессионального образования, специальными (для лиц с отклонениями в развитии), дополнительного образования (например, второго высшего образования) и др. Кадры высшей квалификации готовят учреждения высшего профессионального образования — институты, университеты, академии и др. В России около 600 государственных вузов и несколько сот негосударственных, в целом в них обучаются около 3 млн студентов. Вузы теперь имеют значительную административную и хозяйственную самостоятельность, утвердилась академическая свобода — право преподавателя вуза излагать материал с тех идеологических позиций, которых он придерживается, при соблюдении объема знаний, определенного в федеральном образовательном стандарте. Гражданин России имеет право на получение на конкурсной основе высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях, если образование данного уровня он получает впервые, второе высшее образование он может получить только за плату. Вуз должен иметь лицензию, пройти аккредитацию (она дает право на выдачу диплома, иных документов государственного образца), для чего надо иметь опыт подготовки кадров не менее трех лет. Студенту, прошедшему итоговую аттестацию, присваивается степень бакалавра (после не менее четырех лет образования), дипломированного специалиста (пяти лет) и магистра (шести лет). Управление вузом осуществляется на основе типового положения устава данного вуза. Оно строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Общее руководство государственным или муниципальным вузом осуществляет выборный ученый совет — совещательный орган при ректоре, практически основные решения ректор не принимает без ученого совета. Оперативное руководство вузом принадлежит ректору, избираемому тайным голосованием на общем собрании (конференции) сотрудников сроком до пяти лет и утверждаемому вышестоящим органом управления, в ведении которого находится вуз. Основным звеном вуза является кафедра — группа преподавателей одной или смежных специальностей во главе с заведующим, избираемым (аттестуемым) ученым советом. Кафедра проводит учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу со студентами, ведет подготовку кадров ученых (аспирантура).

Читайте также:  возврат процентов по ипотеке в налоговой калькулятор как рассчитать

В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. В науке и научно-технической деятельности участвуют научных работник (исследователь) — лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной, научно-технической деятельностью; специалист научной организации (лицо, имеющее профессиональное образование, способствующее получению научного, научно-технического результата, например, лаборант), работник сферы научного обслуживания (обеспечивает создание условий для научной работы). Они могут заниматься научной деятельностью индивидуально, в составе научных коллективов или организации.

Организация государственного управления наукой связана с ее делением на фундаментальную и прикладную (отраслевую). Отдельно выделяется вузовская наука, которая может быть и фундаментальной, и прикладной. Эти классификации связаны с характером решаемых задач и источниками финансирования. Фундаментальная наука создает интеллектуальные ресурсы для дальнейшего продвижения исследований, ее достижения реализуются в виде товарных ценностей прикладной наукой.

Формирование и обеспечение реализации единой научно-технической политики возложено на Министерство промышленности, науки и технологий. Оно осуществляет управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, работает в тесном взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми государственными академиями наук, сотрудничает с вузами. Министерство определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научных и научно-технических проблем, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, содействует международному научно-техническому сотрудничеству, разрабатывает меры по рациональному размещению на территории страны научно-технического потенциала, определяет исполнителей и объекты финансирования по приоритетным направлениям, утверждает номенклатуру научных специальностей и др. Оно осуществляет аккредитацию научных организаций и ведет сводный реестр таких организаций.

Важное значение имеет государственная охрана научных достижений. Российское агентство по патентам и товарным знакам осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности, изобретений, товарных знаков и др. Охраняются также авторские права литературного произведения.

Наряду с Министерством промышленности, науки и технологий существуют научные организации. К их числу относятся Российская академия наук, а также российские отраслевые академии наук (сельскохозяйственных наук, медицинских наук, образования, архитектуры и строительства, художеств). Все они являются самоуправляющимися организациями, действующими на основании устава, имеют государственный статус, создаются и ликвидируются актами Президента или Правительства РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета. В системе этих академий существуют научные учреждения — научно-исследовательские институты, лаборатории, проектно-конструкторские и другие организации. На базе ведущих научно-исследовательских институтов создано 60 государственных научных центров, с каждым из которых Правительство РФ заключило договор о проведении фундаментальных и прикладных работ, жизненно необходимых стране. Финансирование имеет целевой характер. Существуют также научно-производственные центры, научно-конструкторские бюро в сфере оборонной, ракетной, ядерной промышленности.

Некоторые ученые создали по своей инициативе несколько академий (Российская академия общественных наук, информатизации, права и др.), действующие на общественных началах. Они тоже присваивают своим членам титул академиков.

В условиях многонациональной России огромное значение имеют федеральные и национальные отношения. Они являются предметом постоянного внимания всех органов государства. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики в 2001 г. упразднено. Его функции переданы другим министерствам и ведомствам (МВД, МИД и др.). Впоследствии учреждена должность министра, который занимается разработкой и координацией национальной политики, однако соответствующего министерства не создано.

Понятие культуры многогранно и неодинаково, культура включает многие стороны духовной жизни общества. Вопросы управления культурой рассматриваются в § 5 настоящей главы.

Источник

6.3. Государственное управление социальной сферой

6.3. Государственное управление социальной сферой

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (возлагают на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние делят с гражданами). В законодательстве ряда стран утверждается статус социального государства, требующий от органов власти проведения соответствующей социальной политики. Социальная ответственность делится между государством, бизнесом и гражданским обществом при определяющей роли государства. Финансирует социальную сферу прежде всего государство, взимая необходимые средства через налогообложение бизнеса и граждан. При этом социальные расходы рассматриваются не как непродуктивные вычеты из фонда накопления и прибыли предпринимателя, а как потенциальный источник роста. К решению социальных вопросов государство привлекает коммерческие и общественные организации, передавая им часть функций и при необходимости финансовые ресурсы[73].

Критериями для оценки степени социальности государства выступают:

соблюдение прав на свободу человека;

гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на человека и создание благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения;

соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия;

гарантии социальной ответственности;

соблюдение прав и гарантий, ориентированных на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека, других международных актах, получающих развитие в национальном законодательстве. Социальные государства Европы реализуют социал-демократическую модель развития. Она характеризуется широкой демократией, парламентаризмом, развитыми местным самоуправлением и гражданским обществом, социально ориентированной экономикой, эффективным государственным сектором и регулированием. Государственные решения принимаются после предварительной и обязательной экспертизы на предмет их социальных последствий. Межпарламентская ассамблея стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан, которая включает обязательства государств в сфере обеспечения занятости; миграции; трудовых отношений; безопасности, гигиены производственной среды; охраны здоровья, семьи и материнства; социального обеспечения; быта; прав профсоюзов. Но Россия пока не готова ратифицировать Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда[74].

Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения и удовлетворяет материальные, культурные, образовательные, медицинские и духовные потребности человека и гражданина. В экономической сфере блага создаются, в социальной они расходуются и потребляются. Объектом социального управления является все население, но осуществляется оно с помощью индивидуального подхода к классу, социальному слою, семье, человеку с учетом специфики потребностей каждого. Через рычаги социального управления государство воздействует на общественные отношения, связанные с использованием материальных и духовных благ, создает предпосылки для цивилизованного разрешения противоречий, неизбежных в этой жизненно важной сфере.

Стратегическая цель социального управления состоит в сохранении нации, народа. Достижению данной цели не должны препятствовать ни национальные, ни религиозные, ни идеологические предрассудки. Она должна ограничиваться только экономическими возможностями, которые в немалой степени зависят и от социального благополучия. В этом и проявляется взаимосвязь между экономическим и социальным управлением.

Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Полномочия в области управления отраслями социальной сферы разделены между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решаются местными органами. Федеральные органы обосновывают направления государственной политики в конкретных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности по социальному обслуживанию, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы.

Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти (всех ее ветвей), общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда, устанавливающего цену рабочей силы. Основой социальной политики является предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества с рыночной экономикой. Главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.

В основе типизации социальной политики лежат типы состояний общественной системы, соответственно выделяют:

1) социальную политику в социально устойчивых обществах;

2) социальную политику в обществах, находящихся в системных кризисах;

3) социальную политику в обществах, находящихся в состоянии деформации;

4) социальную политику переходного периода.

Мировой опыт государственного управления фиксирует две модели реализации социальной политики:

1) сакрально-патерналистскую, характеризующуюся полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютное исключение форм участия граждан;

2) либеральную, представленную тремя вариантами — социал-демократическим, корпоративным, собственно либеральным.

Государственная социальная политика — это составная часть внутренней политики государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере, направленная на обеспечение благополучия и всестороннее развитие его граждан и общества в целом. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты.

Принципами государственной политики в социальной сфере являются:

экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка;

ответственность государства за развитие рыночной экономики, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества;

создание условий для поддержания приемлемого уровня благосостояния;

гарантированность прожиточного минимума в виде минимальной зарплаты и минимальной пенсии;

адресная поддержка за счет государственных средств слабозащищенных групп населения;

повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ, привилегий;

социальная защищенность в экстремальных ситуациях;

перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти;

открытость социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований;

государственный и общественный контроль в социальной и других сферах; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.

Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:

повышение уровня жизни населения;

формирование эффективной системы социальной защиты;

регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;

совершенствование пенсионной системы;

совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.

Основные задачи социальной политики государства:

гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы;

создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни (обеспечение качества и доступности образования, медицинских услуг, жилья, повышение зарплат бюджетников и устойчивости пенсионной системы, эффективности сферы социальных услуг;

Читайте также:  где акты сверки в сбис

обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения;

обеспечение рациональной занятости в обществе;

снижение уровня криминализации в обществе;

развитие отраслей социального комплекса, таких как образование, здравоохранение, наука, культура и т. д.;

обеспечение экологической безопасности страны.

Социальная политика характеризуется множественностью целей и функций. В качестве инструментов социальной политики используются социальное законодательство, гарантии, социальные стандарты (минимальный потребительский бюджет; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий, пособий, стипендий), потребительские бюджеты и другие рычаги.

Методами разработки и реализации социальной политики являются социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное программирование.

Социальное целеполагание — разработка и закрепление в практике государственного управления целевых социальных ориентиров. По сути, это формирование показателей намеченного развития социальной сферы государства на определенный период. Результат социального целеполагания на долгосрочную перспективу — долгосрочная стратегия социального развития. В среднесрочной перспективе — это разработка целевых социальных нормативов дохода и потребления (уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и т. д.); в краткосрочной перспективе — это разработка экономически подкрепленного, гарантируемого государством уровня социального продвижения.

Социальное прогнозирование — деятельность государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны. Прогнозируются демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, численность и половозрастная структура населения и т. д.), состояние миграционных процессов, уровень безработицы, среднедушевого дохода и др. Экономическое и социальное прогнозирование тесно взаимосвязаны. Социальное прогнозирование может быть отраслевым (здравоохранение, демография, культура), территориальным (федеральный и региональный уровни).

Продуктом деятельности государства по социальному планированию являются минимальные государственные социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития (с обязательным экономическим обоснованием). Основа государственного социального планирования — социальное программирование выражается в разработке государственных целевых программ, например: «Дети России», «Социальное развитие села до 2010 г.», «Социальная поддержка инвалидов до 2010 г.» и т. д.

В периоды кризиса социальное управление выполняет прежде всего функции защиты населения, а также более справедливого распределения его бремени без ущерба для стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан.

Важнейшим механизмом реализации государственной социальной политики является социальная защита, понимаемая в российском правовом поле как совокупность гарантированных государством мер, направленных на минимизацию влияния факторов, снижающих качество жизни граждан. Это защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, других вредоносных факторов. Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает:

стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков посредством социального страхования;

предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;

доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование, медицинская помощь.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя: обязательное социальное страхование, социальную помощь, пенсионное обеспечение, систему государственных пособий. Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство. При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредоточиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся, развитие социальной инфраструктуры, социальная адресная поддержка. Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и др.

Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством, а также партнерством. Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Вторым уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также на основе партнерства, согласия между властью и населением по вопросам потребления, накопления, оплаты и производительности труда.

Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины и другие нормативные акты. Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств.

Потребительские бюджеты фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые можно приобрести за счет доходов. В их составе центральное место занимает прожиточный минимум, которым официально определяется черта бедности и обосновываются система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выплаты социального характера.

Все инструменты социальной политики должны в конечном счете поддерживать и повышать уровень жизни населения. Это целевая функция и одновременно сердцевина социальной политики[75].

При рассмотрении данной темы нельзя не сказать о социальном партнерстве. В самом общем виде социальное партнерство понимается как система взаимодействия главных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений. В современных условиях социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Таким образом, главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости. Для решения этих задач парламенты (в том числе в России) принимают соответствующие законы: о порядке разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установлении минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выходных днях и отпусках и т. д. Все эти нормы распространяются на все предприятия независимо от формы собственности. Законы, принятые парламентом, устанавливают справедливые пропорции уплаты налогов: с больших доходов уплачивают большие налоги, а низкие доходы освобождаются от налогообложения (в России с 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для всех — 13 %). Действуют законы о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании и т. д., устанавливаются льготы для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и труда и т. д. Парламент поощряет благотворительность, уменьшая налогооблагаемую базу на соответствующий размер, и т. д.

Трудовой кодекс РФ провозглашает следующие цели трудового законодательства:

1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

2) создание благоприятных условий труда;

3) защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс содержит положения о социальном партнерстве ради достижения социального мира и дальнейшего эффективного социально-экономического развития.

Как и в сфере экономики, в области социальных отношений глава государства и правительство контролируют исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения. Федеральные органы государственной власти регулируют сферу социального обслуживания, реализуют федеральные социальные программы, лицензируют деятельность по социальному обслуживанию, принимают государственные стандарты социального обслуживания, управляют федеральными учреждениями социального обслуживания — структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274. Оперативным управлением ведают министерства, на местном уровне — их территориальные управления и отделы.

Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учреждения (в экономической сфере — предприятия). Учреждения социального обслуживания делятся на государственные, муниципальные и частные; стационарные и нестационарные. Различают учреждения социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому, учреждения в небольших городах, в сельской местности.

Остановимся более подробно на государственном управлении в различных отраслях социальной сферы.

Первоочередными объектами регулирования являются оплата труда и охрана труда. Государство также регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчения социальной напряженности в обществе. Для этого проводится политика содействия занятости, развитие рынка жилья, выравнивание условий жизни, социального обеспечения временно неработающих. С вопросами труда связаны многие аспекты социального развития, пенсионное обеспечение, трудовая и иная миграция (территориальное перемещение, сопровождающееся изменением места жительства населения), вопросы отдыха и быта. Регулирование вопросов труда и связанных с ними отношений в России относятся к компетенции Федеральной службы по труду и занятости, подведомственной Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями[76].

Труд человека непосредственно связан с состоянием его здоровья, физического и психического. Социальное государство не только проводит политику охраны здоровья, но и берет на себя ответственность за демографическую ситуацию в стране. Задачей здравоохранения является более полное удовлетворение потребностей населения в качественной доступной медицинской и лекарственной помощи, создание условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения.

Федеральным органом, осуществляющим управление в области охраны здоровья и координирующим в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, к основным полномочиям которого относятся: осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования[77].

Читайте также:  гнетова уполномоченный по правам предпринимателей карелии

Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением.

Предприятия и учреждения здравоохранения могут выполнять свои функции только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются на основе сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам лицензионными комиссиями, создаваемыми органами государственного управления субъекта РФ или местной администрацией по их поручению. С этой целью развивается государственное, региональное, муниципальное и частное здравоохранение. Услуги оплачиваются из государственных (муниципальных) бюджетов, фонда обязательного медицинского страхования или средствами пациентов.

За счет бюджетных средств должна оплачиваться гарантированная бесплатная медицинская помощь при условии сохранения ее доступности для всех граждан.

Большие надежды возлагаются на обязательное медицинское страхование (ОМС). Оно обеспечивает защиту интересов пациентов не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Средства обязательного и добровольного медицинского страхования расходуются на оплату услуг (использовать их на развитие материальной базы не разрешается).

Квалифицированный и производительный труд требует общего и профессионального образования. Образование формирует также духовный мир человека, совершенствует его способности. Главной целью развития образования является удовлетворение потребностей граждан в гармоничном развитии личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны. В России сложилась следующая система государственных органов управления образованием: Министерство образования и науки Российской Федерации, которому подведомственны Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.

Министерство образования и науки Российской Федерации руководит подчиненными ему образовательными учреждениями (среднего и высшего профессионального образования) и выполняет функциональные обязанности по отношению к неподчиненным образовательным учреждениям (например, негосударственным вузам). Министерство обеспечивает сохранение единого образовательного пространства РФ, условия для реализации конституционного права граждан на образование, координацию сферы образования и научно-исследовательской деятельности, внедрение научных разработок в сферу образования, координирует и контролирует деятельность других исполнительных органов в сфере образования; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, устанавливает для подведомственных учреждений ежегодные контрольные цифры всех категорий обучающихся и порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), устанавливает правила защиты, присваивает ученую степень доктора наук (эта функция возложена на Высшую аттестационную комиссию, являющуюся структурной частью министерства). Также министерство вправе издавать нормативные акты, обязательные для ведомств, в ведении которых находятся образовательные учреждения, и инспектировать любые образовательные учреждения и органы управления образованием. Государственные органы образования разрабатывают целевые программы, государственные (федеральные) образовательные стандарты, создают структуру образования, осуществляют государственную аккредитацию образовательных учреждений (после этого они вправе выдавать документы, дипломы об образовании единого государственного образца), устанавливают эквивалентность документов об образовании, в частности иностранных (нострификация), определяют порядок аттестации педагогических работников, финансируют созданные ими образовательные учреждения и устанавливают нормативы материальной и иной обеспеченности образовательного процесса.

Государственная сеть образовательных учреждений создается в соответствии с потребностями городского и сельского населения, с учетом национальных и региональных особенностей. Среднее профессиональное образование ориентируется на запросы населения и местные рынки труда. Система высшего профессионального образования учитывает потребности в специалистах и интересы отдельной личности.

Россия поддерживает достаточно высокий уровень образования нации. Обеспечивается общедоступное, в том числе гарантированное, бесплатное образование на всех ступенях и уровнях системы образования, а на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. Организация государственного управления наукой связана с ее делением на фундаментальную и прикладную (отраслевую). Отдельно выделяется вузовская наука, которая может быть и фундаментальной, и прикладной. Эти классификации связаны с характером решаемых задач и источниками финансирования. Фундаментальная наука создает интеллектуальные ресурсы для дальнейшего продвижения исследований, ее достижения реализуются в виде товарных ценностей прикладной наукой.

Деятельность органов управления образованием в целом направлена на обеспечение федеральной программы развития образования, выполнение государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования.

Понятие культуры многогранно и неодинаково, культура включает многие стороны духовной жизни общества. Долгосрочные цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных и идеологических основ демократического государства, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранении разнообразия культурной жизни и национальных традиций народов страны, доступности услуг учреждений культуры для всех социальных слоев населения. Органами государственной федеральной власти, участвующими в управлении культурой, являются Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное архивное агентство; Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Министерство культуры и массовых коммуникаций (Минкультуры России) отвечает за финансирование из федерального бюджета развития и сохранения культурного наследия, подготовку творческих кадров высшей квалификации, обеспечение деятельности особо ценных объектов культуры, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют региональные программы с учетом местных, национальных и других особенностей, содействуют развитию культуры в муниципальных образованиях, поддерживают культуру малочисленных народов. Управление культурой осуществляется на основе взаимодействия как государственных, так и негосударственных организаций культуры, фондов, творческих союзов.

Долгосрочные цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных основ демократического строя, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранения разнообразия национальных традиций народов страны, доступности услуг учреждений культуры.

Усилия направляются на преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры, повышение эффективности выделяемых на развитие культуры ресурсов. Доходы учреждений культуры за счет оказания платных услуг ограничиваются ее общественным назначением. Поэтому решающую роль играют государственная поддержка, многоканальное финансирование, в том числе благотворительность. Основные учреждения культуры — театры, музеи, библиотеки, архивы, кинопрокат, средства массовой информации, дома культуры.

Реализуется федеральная целевая программа «Культура России» (2006–2010 гг.). Основными ее направлениями являются обеспечение сохранности историко-культурного наследия, поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировые рынки, обновление оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций, развитие системы художественного образования и художественного творчества, адресная поддержка профессионального искусства. Другие направления развития культуры обеспечиваются разработкой и финансированием региональных и муниципальных программ[78].

На фоне катастрофической ситуации в социальной сфере несомненным показателем внимания государства к необходимости срочного решения существующих проблем стало внедрение приоритетных национальных проектов. На современном этапе реализуются такие нацпроекты, как: Доступное и комфортное жилье гражданам России; Образование; Современное здравоохранение; Эффективное сельское хозяйство, разработана Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г. и другие документы, в которых приоритетом становится человек, гражданин, что подтверждает актуальность развития данной отрасли для формирования социального государства.

В 2005 г. был создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Положение о котором утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226. Совет является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.

Основными задачами Совета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке приоритетных национальных проектов, выработке основных направлений демографиической политики, включая государственную поддержку семьи, материнства и детства, а также по определению мер, направленных на их реализацию;

рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов, вопросов, касающихся демографической политики, включая государственную поддержку семьи, материнства и детства, а также определение способов, форм и этапов их реализации;

анализ практики реализации приоритетных национальных проектов, оценка эффективности мер, направленных на решение задач в области демографической политики, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этих областях.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации. В состав Совета входят председатель Совета, первый заместитель председателя Совета, заместители председателя Совета, секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета в составе первого заместителя председателя Совета, заместителей председателя Совета, секретаря Совета и членов Совета — руководителей палат Федерального Собрания РФ, помощников Президента Российской Федерации, соответствующих федеральных министров и начальников управлений Президента Российской Федерации. Состав президиума Совета утверждается Президентом Российской Федерации.

Решения Совета направляются Президенту РФ, в Правительство РФ, Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ и в органы государственной власти субъектов РФ, что свидетельствует о необходимости учета данных решений.

Важнейший результат нацпроектов — отработка современных проектных подходов в госуправлении и бюджетном планировании, которые уже сейчас доказали свою необходимость.

Читайте также

4. Государственное регулирование организации социального обслуживания и социальной защиты населения

4. Государственное регулирование организации социального обслуживания и социальной защиты населения Со здравоохранением как социально-культурной отраслью тесно связано социальное обслуживание отдельных социально незащищенных групп населения и их социальная защита

3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения

3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения Деятельность Российского государства по охране здоровья населения является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. В ст. 41

61. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

61. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи» федеральными органами исполнительной власти в области связи, объединенными в единую систему. Указанные органы в

§ 30. Государственное устройство и управление

§ 30. Государственное устройство и управление В 27 году до Р. Х. Октавиан Август сложил с себя ту чрезвычайную власть, которою он пользовался до сих пор сначала в качестве триумвира, а потом один, и, таким образом, «восстановил республику». Но в этой «восстановленной»

§ 34. Государственное устройство и управление

§ 34. Государственное устройство и управление Диархия не могла быть прочной формой государственного устройства, и уже к концу предыдущего периода императорская власть приобретает заметный монархический оттенок. Продолжительные смуты, наступившие после Северов,

§ 2. Государственное управление в области охраны вод

§ 2. Государственное управление в области охраны вод (специально уполномоченный государственный орган управления; сферы государственного управления)Принципами государственного управления водным фондом являются устойчивое развитие, сочетание бассейнового и

2.3. Советское государственное управление

2.3. Советское государственное управление Октябрьский переворот (1917 г.) привел к необходимости реформирования всей структуры управления в стране. В этой связи Лениным провозглашался переход от управления народом к самоуправлению народных масс и была поставлена цель

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: