государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе в форме

Оборудование

Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций

Основания и цели участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граж­дане вправе обратиться в суд с заявлением

Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершен­нолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно ст. 4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного крута лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основаниями и целями участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций являются:

Осно­ванием участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граж­дан является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и законных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту, которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

Обязательными условиями возбуждения дела государственным органом в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц являются следующие:

В тех случаях, когда закон возлагает на органы государственного управления специальную обязанность, они участвуют в процессе в качестве процессуальных истцов.

Характерные признаки процессуальных истцов в гражданском процессе:

Процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления:

Основная цель участия (в обоих формах):

Первая форма участия — возбуждение гражданского дела

Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением

Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право. В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов.

Однако в ряде случаев закон содержит такое указание. Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, имеются в нормах материального права, регулирующих большое число правоотношений, служащих предметом рассмотрения в суде, и регулируемых нормами Семейного, Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ и др.

Ряд норм ГПК РФ предусматривает возможность возбуждения некоторых дел особого производства государственными органами, другими лицами. Например, согласно ст. 281 ГПК РФ дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опек и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

Вторая форма участия — всту­пление в дело для дачи заключения

Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наибо­лее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе о том, как следует разрешить спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое на­ходится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и закон­ных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью — дать заключение по делу.

Например, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть при­влечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК РФ). Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассма­тривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и по­печительства и прокурора.

Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании. После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномо­ченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения. Представители государ­ственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики.

Заключение государственного органа, органа местного са­моуправления следует отличать от заключения эксперта.

Экс­перт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права. Его участие за­висит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.

Читайте также:  главное управление мчс россии по воронежской области инн

Источник

Государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе в форме

ГПК РФ Статья 417.8. Участие в деле государственных органов

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 393-ФЗ)

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, по инициативе суда или по собственной инициативе может участвовать в деле для дачи заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов Российской Федерации и ее имуществу в иностранном государстве.

2. Заключение указанного в части первой настоящей статьи федерального органа исполнительной власти может быть получено по вопросам о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объеме, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции указанного федерального органа исполнительной власти.

3. Заключение указанного в части первой настоящей статьи федерального органа исполнительной власти подлежит оценке судом по установленным настоящим Кодексом правилам оценки доказательств.

Источник

Статья 47 ГПК РФ. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.

Комментарии к ст. 47 ГПК РФ

См.: О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года N 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.

2. Поскольку на совершение сделок по распоряжению имуществом подопечного опекун (попечитель) должен получить согласие (разрешение) органа опеки и попечительства (ст. 36, 37 ГК РФ), суду следует привлекать эти органы к участию в этих делах.

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

4. К участию в деле по спорам о праве собственности на дом в необходимых случаях должны привлекаться органы жилищно-коммунального хозяйства.

5. О времени рассмотрения трудовых споров лиц, не достигших 18-летнего возраста, судам рекомендуется извещать районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних.

6. См. также комментарии к ст. 45, 46, 56 ГПК РФ.

Источник

Государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе в форме

16

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области информирует, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей.

Органы Роспотребнадзора вступают в дело чаще всего по просьбе потребителей, при этом самостоятельное требование у них (органов Роспотребнадзора) отсутствует, и судебное решение не способно затронуть их субъективные либо материально-правовые интересы (например, в деле по спору между потребителем и продавцом о возврате денег за товар ненадлежащего качества).

Органы Роспотребнадзора участвуют в процессе не в качестве сторон или третьих лиц, поскольку у них нет материально-правовой заинтересованности в деле, а в силу осуществления своих контрольно-надзорных функций в сфере защиты прав потребителей. Их заинтересованность носит исключительно государственно-правовой характер. Целью участия в гражданском процессе органов Роспотребнадзора в качестве государственных органов исполнительной власти состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц. Основаниями участия органов Роспотребнадзора будет являться государственная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Юридическая заинтересованность (в силу своей компетенции) в исходе того или иного гражданского дела органов Роспотребнадзора, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК РФ, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.

Читайте также:  вылетают все приложения на xiaomi

В силу признания лицами, участвующими в деле, органы Роспотребнадзора обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными ст. 35 ГПК РФ. В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ). Например, органы Роспотребнадзора, участвующие в судопроизводстве в порядке ст. 46 ГПК, вправе просить о привлечении новых участников процесса, обжаловать судебное решение. Вместе с тем, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса, т. е. спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).

Органы Роспотребнадзора, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.

Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц:

— обращение в суд с иском или заявлением (ст. 4, 46 ГПК РФ);

— участие в деле для дачи заключения по делу (ст. 47 ГПК РФ).

Имеющая место практика привлечения судами органов Роспотребнадзора в качестве третьих лиц является ошибочной, поскольку третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес, который основан на связи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношением. Органы Роспотребнадзора, как органы государственного управления, не имеют материально-правового интереса по делу. Как правило, при поступлении судебной повестки о привлечении органа Роспотребнадзора к участию в деле в качестве третьего лица указанный орган направляет в суд ответ с пояснением (указанием законных оснований), каким именно образом он может вступить в процесс.

Органы Роспотребнадзора, обращающиеся в суд на основании ст. 46 ГПК РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании пп. 13 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обладает соответствующими полномочиями на обращение в суд в защиту одного потребителя или группы потребителей. При этом процессуальное положение органов Роспотребнадзора при вступлении в процесс в целях защиты прав и интересов отдельных потребителей сходно с процессуальным положением прокурора. Аналогично прокурору, орган Роспотребнадзора должен различать основания и поводы для участия в таком процессе.

Основанием для обращения органов Роспотребнадзора в защиту определенных потребителей (потребителя) являются положения ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей».

Поводами для участия органов Роспотребнадзора в конкретном гражданском деле могут быть устные или письменные заявления потребителей, а также поступившие материалы из других государственных органов или органов местного самоуправления, обращения общественных и иных организаций (в том числе обращения хозяйствующих субъектов в целях защиты их прав от неправомерных действий потребителей), публикации в средствах массовой информации или в сети Интернет, и т.п.

Во всех вышеприведенных случаях необходимость участия в конкретном гражданском деле определяется органом Роспотребнадзора самостоятельно, исходя из социального положения заинтересованного лица (например, обращение нетрудоспособного инвалида или защита интересов недееспособного лица) и оценки юридических последствий вступления в силу решения суда (актуальности, сложности, значимости гражданского дела для состояния законности в сфере защиты прав потребителей в конкретном субъекте Российской Федерации, районе, городе). До подачи заявления в суд орган Роспотребнадзора должен проверить, на какой круг потребителей направлены действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, привлекаемого в качестве ответчика по делу в сфере защиты прав потребителей. Если имеет место неопределенный круг потребителей, в целях увеличения эффективности деятельности органов Роспотребнадзора необходимо использовать порядок предъявления заявления (иска) в интересах именно неопределенного круга потребителей.

Необходимо обратить внимание на разницу понятий «истец» и «заявитель в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц» по ГПК РФ. Факт, что в ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) объявлен «истцом», не делает его таковым по ГПК РФ.

В связи с тем, что государственный орган, а также какой-либо другой орган, организация, участвующие в процессе в целях защиты «чужих» прав и охраняемых законом интересов, в том числе органы Роспотребнадзора, не являются стороной (истцом) по делу в полном смысле этого понятия, личность представителя, уполномоченного ими на выступление в процессе, для суда не имеет значения. Поэтому п.1 ст. 167 ГПК РФ, предусматривающий обязанность стороны по требованию суда лично явиться в суд для дачи объяснений по делу, если разбирательство было отложено из-за ее неявки, к таким представителям неприменимо.

Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении заявления (иска) в защиту неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей имеет преюдициальную силу для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) – ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей».

Читайте также:  direct 3 формы глагола

Защита прав потребителей посредством предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц направлена на профилактику правонарушений на потребительском рынке. В настоящее время эта процедура предупреждения нарушений хозяйствующими субъектами законодательства в сфере защиты прав потребителей используется органами Роспотребнадзора не достаточно эффективно. Более распространены случаи привлечения органов Роспотребнадзора к участию в судебном процессе для дачи заключения по делу.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (самостоятельно или ее территориальные органы) могут быть привлечены судом к участию в деле или до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (п. 3 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей», ст. 47 ГПК РФ).

С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным очное присутствие в судебном заседании уполномоченного представителя органа Роспотребнадзора, участвующего в деле для дачи заключения. В этом случае возможно участие в судебных прениях (ст. 190 ГПК РФ). Уполномоченный представитель органа Роспотребнадзора, вступившего в дело для дачи заключения по делу, выступает после сторон и третьих лиц.

Заключение органа Роспотребнадзора для суда не носит обязательный характер. Вместе с тем, если суд не согласился с данным заключением, он должен подробно мотивировать свое несогласие в решении. Судебная практика показывает, что заключение органов Роспотребнадзора по делам в сфере защиты прав потребителей часто имеют определяющий для разрешения дела по существу характер.

В 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области по искам потребителей было дано 35 заключений по гражданским делам, из них 31 иск был удовлетворен судами в пользу потребителей. Общая сумма удовлетворенных исков составила 3 млн.рублей.

Источник

Домашняя правовая энциклопедия. Правосудие. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском судопроизводстве

Участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском судопроизводстве

Государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе с целью предоставления судебной защиты лицам, которые в силу состояния здоровья, нетрудоспособности, возраста не могут осуществить ее самостоятельно. Чаще всего их участие связано с реализацией их полномочий в определенной сфере управления. Например, на органы опеки и попечительства возложены обязанности по защите прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Защищать права других лиц можно по их согласию (просьбе), выраженному либо письменно, либо устно при их личном участии в процессе.

Обратиться в суд с заявлением о защите законных интересов недееспособных или несовершеннолетних граждан государственные органы и органы местного самоуправления могут независимо от наличия просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (отца, матери, бабушки и др.).

При рассмотрении судебных споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Вы можете написать письмо в редакцию Домашней правовой энциклопедии, заполнив форму с обращением на нашем сайте или отправить Ваш запрос по электронной почте на адрес dpe@garant.ru.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П.

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: