государственные служащие имеют право на забастовку в какой стране

привлечение первых клиентов

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой

1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

ГАРАНТ:

Согласно ГК РФ, введенному в действие с 1 марта 1996 г., не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

ГАРАНТ:

О неправомерности проведения забастовок работниками налоговых органов см. письмо Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1997 г. N ВК-6-18/106

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

Источник

Правовое регулирование забастовок в зарубежных странах

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года статьей 8 обязал страны, ратифицировавшие Пакт признать право каждого человека на забастовки при условии их осуществления в соответствии с законами конкретной страны.

В настоящее время право на забастовку закреплено в законодательстве подавляющего числа зарубежных стран, поскольку оно является важной предпосылкой рационального разрешения противоречий в сфере трудовых отношений.

Правовое регулирование забастовок, прежде всего, регламентирует критерии законных и незаконных забастовок, которые существенно отличаются в разрезе стран. Различают следующие критерии или факторы законности/незаконности забастовок с учетом специфики стран:

Участие в законной забастовке влечет за собой определенные материальные потери для забастовщиков. Так, за период забастовки им не выплачивается заработная плата, также не выплачивается им и пособие по безработице, поскольку считается, что их безработица носит добровольный характер. Заболевшему забастовщику, как правило, не выплачивается пособие по болезни.

Участие в незаконной забастовке и организация такой забастовки, в соответствии с законодательством зарубежных стран, ведет к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности, как забастовщиков, так и профсоюзов, возглавивших такую забастовку.

Помимо традиционной, коллективной забастовки в ряде стран имеются законы разрешающие индивидуальную забастовку. В этом случае законодательство предоставляет работнику, в случае нарушения его индивидуальных прав, самому принимать решение об отказе выполнять свои обязательства по трудовому договору. Так, например, Трудовой кодекс Азербайджана разрешает работнику при возникновении трудового спора объявить индивидуальную забастовку сроком до одного месяца. Работодатель вправе не выплачивать индивидуальному забастовщику заработную плату. При продолжающейся неурегулированности трудового спора и работник и работодатель могут обратиться в суд с просьбой признать действия сторон незаконными.

Источник

«Право на забастовку» (Ю.Моисеева, «Российская юстиция», 1999, N 9)

Право на забастовку

В нашей стране право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора закреплено в ч.4 ст.37 Конституции РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также забастовка.

Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими чертами и видами забастовок.

Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание расторжения трудового договора (кроме случаев, когда забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата забастовка, отсроченная или приостановленная судом). За участниками забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.

В соответствии со ст.13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.

Закон четко урегулировал порядок объявления забастовки. Решение об этом принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

Самое серьезное внимание при вынесении и оформлении решения о забастовке необходимо обратить на его содержание. В нем должны быть указаны: перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки.

Минимум определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или местного самоуправления. При необеспечении минимума забастовка может быть признана незаконной.

Читайте также:  trend for trend приложение

Практика показала необходимость и целесообразность установления такого минимума заблаговременно для всех однопрофильных организаций (предприятий, учреждений). Целесообразно закрепить рекомендуемый минимум в трехсторонних соглашениях в зависимости от вида деятельности. Минимум работ (услуг) нужно определять исходя из необходимости охраны жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан. Перечень таких работ не может быть предельно широким, иначе он станет непреодолимым препятствием для реализации права на забастовку.

Анализируя зарубежные критерии ограничения права на забастовку, нельзя не прийти к выводу о том, что сложившаяся за последние годы законодательная практика в большинстве стран имеет явную тенденцию к сочетанию абстрактных (обобщенных) формулировок с конкретным перечислением тех областей человеческой деятельности, которые принято относить к жизненно важным для страны и где, следовательно, право на забастовку в полном объеме отсутствует.

Это такие службы, остановка работы которых угрожает жизни, свободе, безопасности или здоровью людей, что обязывает обеспечивать выполнение служебного минимума работ с целью избежания подобного риска.

Такое обобщенное определение жизненно важных отраслей и служб позволяет правительству вмешиваться в коллективный трудовой спор под тем предлогом, что он угрожает экономике и национальным интересам страны в целом.

К числу вопросов, решение которых имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, относится вопрос о признании забастовок незаконными.

Во-первых, забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Так, забастовка, проведенная докерами-механизаторами Морского торгового порта Магаданской области в феврале 1992 г., решением Верховного Суда РФ была признана незаконной, так как ее провели без предварительного урегулирования трудового спора в примирительной комиссии и трудовом арбитраже и без соответствующего предупреждения администрации (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. N 12).

При этом, как указал в своем постановлении Пленум Верховного Суда РФ, сам по себе факт несоблюдения до начала забастовки примирительной процедуры не может служить основанием признания забастовки незаконной, если будет установлено, что трудовой коллектив предпринимал все меры к ее выполнению, а администрация уклонялась (постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 10).

Кроме того, являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью граждан.

Являются незаконными забастовки в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах, органах Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.

Решением Верховного Суда РФ забастовка, проведенная коллективом летного состава Вологодского авиапредприятия, признана незаконной, так как на предприятиях гражданской авиации забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора не допускается (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10).

Профсоюз летного состава Вологодского авиапредприятия обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний принял постановление, согласно которому запрет забастовок на предприятиях и организациях гражданской авиации соответствует Конституции в той мере, в какой это право на забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своем постановлении от 17 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ отметил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует Конституции РФ. В связи с этим Конституционный Суд РФ обратился к Федеральному Собранию РФ с указанием о том, что ему надлежит определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права (Российская газета. 1995. 25 мая).

Не так давно, 8 июля 1999 г., был принят Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации». Установлено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих рамок возможность ограничения права на забастовку в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц. Среди прав, подлежащих защите. Закон называет лишь здоровье человека, хотя незаконная забастовка может причинить существенный вред ряду иных определенных Законом прав и интересов других лиц. Необходимость закрепления такого положения основывается на содержании ст.55 Конституции РФ, которая провозглашает возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон устанавливает возможность ограничения права на забастовку в соответствии с Законом о чрезвычайном положении.

Представляется, что законодательная формулировка о возможности ограничения права на забастовку является не совсем верной и точной. Было бы правильнее говорить о признании забастовок незаконными в силу того, что их проведение в отдельных случаях прямо запрещено законом.

Речь идет о лишении права использовать такой способ разрешения коллективных трудовых споров, как забастовка, неисполнение чего влечет применение к его нарушителям предусмотренных законом мер юридической ответственности. Ограничение же предполагает не полное лишение права, а лишь устанавливает пределы его осуществления.

Немало проблем возникает и во время проведения забастовок. В пакетах выдвигаемых требований нередко встречаются требования политического характера, что обусловлено чрезмерной политизацией сложившейся в стране социально-экономической ситуации.

Закон СССР от 22 мая 1991 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» запрещал все забастовки по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, границ, а также забастовки с требованиями о созыве, роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, об отставке их руководителей или руководителей государства.

Политические требования должны быть либо узаконены, либо запрещены. При этом необходимо отметить, что на практике достаточно трудно провести грань между политической забастовкой и забастовкой, обусловленной социально-экономическими потребностями работников, хотя и приобретшей политическую окраску.

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Кроме того, ее прекращение может быть связано с вынесением судом решения о признании забастовки незаконной, после чего работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего российского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.

Читайте также:  администрация кировского района ростова на дону инн

Тверской государственный университет

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

ГЛАВА V
Основные положения трудового законодательства:
Право на забастовку

Введение

Забастовка является основным средством, с помощью которого трудящиеся и их организации могут защитить свои социальные и экономические интересы. Это наиболее явная и жесткая форма коллективного действия в связи с трудовым конфликтом. Забастовка часто рассматривается как «последнее средство» организаций работников для достижения их требований.

Но забастовки нельзя рассматривать в отрыве от трудовых отношений в целом. Они весьма дорогостоящие для работников, работодателей и общества, вызывают раскол в социальной среде и являются результатом провала процесса определения условий труда посредством коллективных переговоров. Действительно, в большей мере, чем другие аспекты трудовых отношений они часто симптом более глубоких и широких процессов, в результате чего даже когда забастовки запрещены национальным законодательством или решениями судов, они все же происходят, если экономическое и социальное давление достаточно сильно. Право на забастовку признается контрольными органами МОТ как прямое следствие права на свободу объединения, обеспечиваемое Конвенцией N 87, которое проистекает из права организаций трудящихся следовать своим собственным программам деятельности в целях защиты экономических и социальных интересов работников. Однако право на забастовку не является абсолютным правом, и считается, что оно может быть обусловлено определенными правовыми условиями и ограничениями. В исключительных случаях на использование этого права даже может быть наложен запрет. (См. ст. 3 Конвенции N 87 и парагр. 151 Общего обзора).

Право на забастовку признается рядом международных и региональных документах, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8 (1)(г)), Межамериканскую хартию социальных гарантий 1948 года (ст. 27), Европейскую социальную хартию 1961 года (ст. 6(4) и Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в экономической, социальной и культурной областях прав (1988) (ст. 8(1)(б).

Право на забастовку в конституциях и законодательстве

Право на забастовку в настоящее время недвусмысленно признается в конституциях и/или законодательстве большинства стран. Это право может рассматриваться как индивидуальное право отдельно взятого трудящегося, так и коллективное право трудящихся. В последнем случае отдельно взятый трудящийся может воспользоваться защитой закона, действующей в отношении его,/ее участия в забастовке, только в случае, если забастовка официально организована профсоюзом.

Определение забастовки, попадающей под защиту закона

Для того чтобы забастовка в защиту интересов работников попадала под защиту закона она должна соответствовать определению законной забастовки или аналогичной промышленной акции. Под защиту закона не подпадают другие действия, такие как действия насильственного характера или приостановление работы, которые не соответствуют определению законной забастовки. В большинстве случаев именно прекращение работы рассматривается как забастовка. Другие действия, которые способны парализовать или привести к сокращению экономической активности предприятия, как, например, замедленная работа или «работа по правилам» в некоторых случаях могут рассматриваться как забастовка и попадать под защиту закона, а в некоторых нет. Контрольные органы МОТ считают, что правовые ограничения в отношении таких акций могут быть обоснованными только в случае, если эти действия перестают носить мирный характер.

Возможные исключения из права на забастовку: государственные служащие, сфера существенных услуг, минимум необходимых работ (услуг), споры о праве.

В одних странах право на забастовку распространяется на всех работников, независимо от того, работают ли они в государственном или частном секторе, и вне зависимости от того, как забастовка тех или иных работников сказывается на общественных интересах. В других странах, однако, государственные служащие или работники, занятые в отраслях, осуществляющих жизненно важные для общества работы, лишены права на забастовку. Во многих странах проведение забастовок запрещено в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Государственные служащие

Хотя государственные служащие, наряду с остальными работниками, должны иметь право на свободу объединения, права на забастовку могут быть лишены государственные служащие, которые «осуществляют властные функции от лица государства» (См. Общий обзор, парагр. 158.) К этой категории могут относиться судьи и другие лица, занимающее административные должности в системе правосудия, однако, в эту категорию не входят государственные служащие, работающие на коммерческих и промышленных предприятиях, находящихся в государственной собственности. (См. Сборник, парагр. 532, 537)

Законодательство должно как можно более точно и четко определить категории государственных служащих, право которых на забастовку ограничено. Это должно основываться на следующих критериях:

Жизненно важные работы и чрезвычайные ситуации

Законодательство отдельных стран накладывает те или иные ограничения на использование права на забастовку работниками отраслей, осуществляющих жизненно важные для общества работы. При толковании принципов МОТ, действующих в отношении свободы объединения, применительно к ситуациям такого рода контрольные органы МОТ считают, что ограничение или запрещение права на забастовку возможно в тех сферах, где прекращение работы может создать угрозу жизни, личной безопасности или здоровью всего населения или его части. (См. Общий обзор, парагр. 159) Законодательством может быть установлено общее определение жизненно важных работ (существенных услуг), при этом рассмотрение каждого конкретного случая осуществляется органами государственной власти или судами. Альтернативным вариантом может стать утверждение, иногда с участием организаций работодателей и работников, порядка определения того, какие работы следует относить к жизненно важным. В некоторых случаях законодательством определен перечень работ, считающихся жизненно важными, то есть сфер, в которых приостановка работы недопустима.

Контрольные органы МОТ считают, что в тех случаях, когда на право на забастовку накладываются ограничения или это право подпадает под запрет, соответствующие работники должны иметь компенсационные гарантии в виде использования процедур примирения и посредничества, которые в случае неудачи, приводят в действие механизм арбитража, рассматриваемый сторонами как столь же эффективное средство разрешения конфликтов. Стороны должны иметь возможность участвовать в установлении и осуществлении порядка, который бы обеспечивал должные гарантии беспристрастного и скорого разрешения конфликтов; такой порядок должен быть обязательным для обеих сторон, и выполняться незамедлительно и полностью. (См. Общий обзор, парагр. 164)

Некоторые виды деятельности, которые в одних странах не рассматриваются как виды деятельности, прекращение работы которых может поставить под угрозу жизнь, личную безопасность или здоровье всего населения или его части, в других странах в силу определенных условий, наоборот, могут относиться к таким видам деятельности. Примером этого может служить портовая или морская транспортная служба на острове, где обеспечение нормальной жизни в значительной степени зависит от поставок основных товаров, осуществляемых этими службами. Нередко, степень угрозы, создаваемая такой забастовкой, зависит от ее продолжительности. Забастовка продолжительностью в несколько дней может не создать особых проблем, в то время как забастовка, продолжающаяся несколько недель или месяцев, может причинить населению серьезный ущерб. По этой причине в некоторых странах власти вправе объявить ту или иную сферу деятельности жизненно важной или запретить проведение забастовки или иного выступления работниками той или иной службы, когда продолжительность действия забастовки или выступления создает для населения ситуацию, близкую к чрезвычайной.

Читайте также:  samsung приложение для музыки

Обычно, законодательство, запрещающее или ограничивающее право работников сферы жизненно важных работ на забастовку, сопровождает ограничения такого рода требованием об обязательной передаче споров в арбитраж. Это может служить своего рода компенсационной гарантией за утрату права на забастовку.

Минимум необходимых работ (услуг)

Вместо введения запрета на забастовки в таких службах коммунального хозяйства, где полный запрет был бы необоснован в силу того, что прекращение работы этими службами не способно причинить населению большого вреда, в некоторых странах предусмотрено предоставление минимального объема работ для обеспечения основных потребностей населения во время проведения забастовки. Контрольные органы МОТ считают, что предоставление минимального объема работ в таких областях может являться приемлемой альтернативой, кроме случаев, когда под сомнение ставится право на забастовку большей части работников таких служб. По мнению МОТ, правила в отношении предоставления минимума работ (услуг) должны отвечать, по крайней мере, двум требованиям:

Положения в отношении предоставления минимального объема работ должны:

Крайне желательно, чтобы:

В случаях, когда введение запрета на проведение забастовок было бы необоснованно, введение требований в отношении предоставления минимального объема работ может быть уместным для обеспечения основных потребностей потребителей или обеспечения надежной работы оборудования. Такие положения могут также использоваться вместо полного запрета на проведение забастовок в службах, определенных должным образом как жизненно важные. (См. Общий обзор, парагр. 160-162)

Споры о праве

Во многих случаях разногласия по вопросам прав, предусмотренных законом, коллективным договором, или трудовым договором не считаются достаточным основанием для объявления забастовки, так как ожидается, что, после безрезультатного использования согласительных процедур, стороны будут иметь возможность обратиться в соответствующий судебный орган за окончательным решением спора.

Условия существования права на забастовку

Обычно в национальных законодательствах содержится ряд условий, исполнение которых обязательно для работников и их организаций при реализации ими права на забастовку. Эти условия не должны незаконным образом препятствовать использованию права на проведение забастовки в защиту интересов работников. Наиболее часто встречающимися в законодательстве являются следующие условия:

Исчерпание возможностей разрешения спора с помощью процедур примирения и посредничества

В законодательствах многих стран содержится требование о том, что забастовка не может быть объявлена до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности для разрешения спора с помощью процедур примирения или посредничества. В соответствии с принципами МОТ в отношении свободы объединения и права на забастовку, эти требования являются законными, так как способствуют разрешению разногласий путем переговоров. Однако эти процедуры не должны быть долгими и сложными, так как в противном случае проведение законной забастовки станет невозможным или не сможет служить достижению поставленных целей. (См. Общий обзор, парагр. 171)

В некоторых случаях в законодательстве четко определено, что забастовка не может быть организована до исчерпания всех возможностей разрешить спор с помощью процедур примирения и посредничества. В других случаях выполнение данного требования вытекает из содержащегося в законодательстве требования об уведомлении служб примирения или посредничества о возникших разногласиях (проведение забастовки разрешается только в случае, если спор остается неразрешенным после завершения процедур примирения и посредничества).

Проведение голосования по вопросу о целесообразности проведения забастовки

В странах, где право на забастовку является коллективным правом, обусловленным принятием профсоюзом соответствующего решения, в законодательстве иногда содержится требование о проведении профсоюзом до объявления забастовки голосования по вопросу о целесообразности проведения данной забастовки. При этом для проведения забастовки должно быть получено согласие большинства работников, которых должна затронуть данная забастовка. Цель этого мероприятия заключается в том, чтобы придать трудовым отношениям, в частности забастовкам, упорядоченный характер, уменьшить вероятность возникновения не санкционированных профсоюзом забастовок, а также обеспечить демократический контроль за принятием важных решений в интересах соответствующих работников. Вне зависимости от того, включены ли эти требования в законодательство, они часто бывают включены в уставы профсоюзов. Такого рода положения соответствуют принципу свободы ассоциации, если только они не делают осуществление права на забастовку сложным или даже невозможным на практике. В частности, законодательные нормы по данному вопросу должны обеспечить:

(См. Общий обзор, парагр. 170; Сборник, парагр. 506, 507, 508, 511)

Сроки уведомления

Законодательно могут быть предусмотрены требование о том, чтобы работники уведомляли работодателя за определенный срок до того, как воспользоваться своим правом на забастовку при условии, что срок, за который такое уведомление должно быть сделано, не будет слишком долгим (это ограничивало бы возможности использования права на забастовку). Может быть рассмотрен вопрос о сокращении сроков уведомления в случае, если процедуры примирения и посредничества были долгими, а круг остающихся неразрешенными разногласий четко обозначен. (См. Общий обзор, парагр. 172) Как правило, срок подачи уведомления о забастовке должен быть коротким, однако, для сферы существенных услуг, а также работ, имеющих социальное или общественное значение, срок подачи уведомления, должен быть более продолжительным (в разумных пределах). Комитет МОТ по свободе объединения определил, что в указанных сферах приемлемым с точки зрения принципа свободы ассоциации являются следующие сроки подачи:

Мирное пикетирование

Пикетирование имеет целью обеспечить успех забастовки путем убеждения как можно большего числа работников прекратить работу. Хотя национальная практика по данному вопросу различается, пикетирование, как правило, признается законным и часто рассматривается как форма права на забастовку. В некоторых странах законодательство устанавливает определенные правила относительно пикетирования и захвата предприятия забастовщиками. Чтобы соответствовать принципу свободы ассоциации любые такие ограничения должны сводиться к случаям, когда действия забастовщиков перестают носить мирный характер (Общий обзор, напр. 174)

Защита бастующих от увольнения и временная замена бастующих

В соответствии с положениями законов многих стран работодатель не имеет права уволить работников, на том основании, что они участвовали в законной забастовке. На практике индивидуальный трудовой договор принято часто считать приостановленным на время проведения забастовки. В связи с эти следует иметь в виду, что при отсутствии действенной защиты против увольнения или других санкций в связи с проведением законной забастовки право на забастовку может быть лишено всякого содержания. (См. Общий обзор, парагр. 139)

В некоторых странах закон позволяет работодателю временно заменить, но не уволить бастующего работника. В принципе, такой работник имеет право быть восстановленным на работе после завершения забастовки.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: