государственные займы это основная форма государственного

Разведение роз

Государственный кредит

photo treskova klavdiya

Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.

В чем суть государственного кредита

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

Зачем нужен госзайм

У государственного кредита несколько основных функций:

Распределительная функция оказывает влияние не только на текущее положение в стране, но и на последующие поколения. Госзаймы помогают распределить средства в зависимости от текущих потребностей экономики страны. Деньги от кредитования могут направить на реализацию проектов социального значения или производственного сектора. Некоторые экономисты считают, что оформление госркредитов для реаизации сиюминутных социальных задач – пагубная практика, которая может стать непосильной для очередного поколения.

gosudarstvennyj kredit 2

Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.

Особенности кредитования

Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

Принять участие в кредитовании могут:

Со стороны государства С другой стороны
Кабинет Министров Банки
Центральный банк Физические лица
Министерство Финансов Индивидуальные предприниматели
Местное самоуправление ООО и акционерные общества

Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

gosudarstvennyj kredit 3

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Основные виды госкредитов

Государственные кредиты бывают:

Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

Внутренний Внешний
Межбюджетный Межгосударственный
Предприятиям-резидентам Предприятиям-нерезидентам
Госорганам исполнительной власти Международным финансово-кредитным учреждениям

По сроку различают три вида госзаймов:

Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:

gosudarstvennyj kredit 4

Недостатки государственных займов:

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Принципы государственного кредитования

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

Управление госкредитом

Система управления государственным кредитом в России направлена на:

Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

Основные способы регулирования государственного долга:

Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.

gosudarstvennyj kredit 5

Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.

Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.

photo treskova klavdiya

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Источник

Кто гарантирует государственные займы?

mat 62109

Правительственные кредиты сопровождают выпуском казначейских обязательств, но государственные займы, следует учесть, бывают облигационные, безоблигационные. Чем служит описанный инструмент финансовой политики РФ? Влияет ли кризис на размер и процент госзайма?

Чем отличается государственный займ от потребительского кредита?

Существует ряд отличий госзайма от привычного кредита:

В период кризиса государственный займ растет в связи с милитаризацией экономики, покрытием валютных провалов на экспортных сделках, шаткостью национальной валюты. Однако именно отсутствие внешних кредитов в период спада экономики может усилить ее монетарную политику.

Грамотное построение правительственного имиджа может помочь получить кредит на внутреннем рынке от населения. В подобном случае займ выторговывается на фондовой бирже.

Высока ли цена облигации государственного займа?

Облигации государственного займа – выгодные ценные бумаги для небольших инвесторов. Заметьте, именно облигация становится гарантом выплаты госкредита. Держатели, в свою очередь, получают причитающееся вознаграждение. Так все деньги остаются внутри государства, выигрывает правительство и население.

Хотя описанные ценные бумаги отличаются высоким уровнем безопасности, особой привлекательностью в виде существенного вознаграждения при дефолте вы можете не получить моментальной выплаты, ведь государство объявляет себя банкротом.

Выплата наступит, но намного позже расчетного периода. За этот промежуток времени средства могут потерять актуальность и стоимостную значимость. Однако государство – единственный займополучатель, заинтересованный в своей реальной платежеспособности.

Как осуществляются погашения государственных займов?

Погашения государственных займов осуществляет Банк России и его филиалы. Оплата кредитных обязательств осуществляется порой раз в квартал. В период финансовых потрясений государство вынуждено использовать определенные методы регулирования собственных займов.

Читайте также:  акт освидетельствования скрытых работ 2020 новая форма 2020 года

Способы управления госкредитом:

Чтобы максимально сохранить прибыль, можно выгодно продать облигации на пике их стоимостного роста. Для мониторинга ситуации отслеживайте заявления основных лиц МинФина и ЦБ.

Какие формы государственных займов могут вас заинтересовать?

Формы государственных займов:

При скупке конверсионных облигаций, учтите, выплаты по ним производятся раз в год.

Источники погашения госкредита:

Эффективность использования заемных средств отображается на бюджете страны.

Рассчитать указанный показатель можно по формуле:

Эффективность = ((Поступления – Расходы) / Расходы) х 100%.

При стабильном режиме, высоком уровне доверия населения подобные меры позволяют держать экономику страны на конкурентоспособном уровне.

Источник

Что такое государственный кредит, кто может использовать, на каких условиях выдают

1623415792AXT1N 2021 06 11 1482

Любое государство может дать деньги взаймы другой стране, своему правительству, юридическим и физическим лицам. Это называют госкредитом. Государственные кредиты помогают сохранить экономическую стабильность и стимулируют производство, поддерживают население. На каких условиях оформляют ссуды, в чем их особенность и отличие от обычных банковских продуктов? Разберемся в статье.

В чем суть госзаймов

Госзаймы используют, чтобы вывести из экономики излишки денег. Если так не сделать, инфляция вырастет и финансы обесценятся. Различают следующие виды государственного кредита :

В кредитовании принимают участие Центробанк, министерство финансов, органы местного самоуправления.

Государство может быть не только кредитором, но и заемщиком. Деньги занимают у других стран, у юридических или физических лиц. Чаще всего подобное бывает при дефиците бюджетных средств, когда расходы превышают доходы. Государство не обязано указывать причину, по которой решило оформить заем.

СПРАВКА:

В 2021 году сумма госдолга России составила 19,7 трлн рублей. Это на 741 млрд рублей больше по сравнению с прошлым годом.

Условия выдачи государственного кредита

Государственное кредитование практически ничем не отличается от стандартного займа в финансовой организации, разница лишь в масштабах. В договоре прописывают следующие пункты:

СПРАВКА:

Государственным кредитом может быть и коммерческая ссуда, если ее субсидирует орган власти или подконтрольное предприятие на льготных условиях.

Госзаймы для физических лиц: как получить

Миллионы граждан получают государственный кредит и даже не думают об этом. Речь идет о льготной и военной ипотеках, целевых займах со сниженной ставкой. Да, договор заключен с коммерческим банком, но гарантом сделки выступает ЦБ РФ, компенсирующий финансовым организациям часть процентной ставки.

Какие госкредиты доступны физлицам в 2021 году:

Чтобы оформить кредит на выгодных условиях, выберите компанию, у которой есть подобные программы. Уточните перечень документов, соберите бумаги и отнесите в банк. Дождитесь рассмотрения обращения. Имейте в виду: льготный кредит нужно выплачивать точно так же, как любой коммерческий. Просрочки недопустимы. Государство позаботилось о сниженной процентной ставке, и этим его участие в ваших отношениях с банком закончилось. Если вы не будете платить по графику, финансовая организация вправе подать на вас в суд или продать долг коллекторам.

ПСБ заключил соглашение с холдингом Вертолеты России; о создании совместного бизнеса по лизингу вертолетной техники. Во время проведения авиационной выставки в Дубае (Dubai Airshow-2021) компании договорились запустить сервис по аренде вертолетов. Это первый подобный проект в стране. Основатели планируют, что предприятие с парком в более чем 140 машин будет оказывать услуги отечественным и зарубежным клиентам. В течение 2022 года банк намерен привлекать заказчиков и заключать контракты, а первые крупные поставки техники стартуют в 2024 году. В вертолетный парк новой лизинговой компании войдут известные российские модели вертолетов: Ансат, Ми-8, Ка-32, Ми-171 и Ми-26. Транспорт может быть использован не только для пассажирских перевозок, но также для патрулирования территорий, поисково-спасательных работ, экскурсий, срочной медицинской помощи. Чтобы обеспечить предприятие достаточным капиталом, Промсвязьбанк предложил программу финансирования. Высокий спрос на операционный лизинг сейчас есть на рынках Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В этих регионах традиционно высок интерес к авиационной технике российского производства. Источник: пресс-служба Промсвязьбанка.

По данным Минстроя, с конца прошлого года в более чем 40 городах России прекращено строительство многоквартирных домов. В основном, это территориальные единицы с населением порядка 100 тысяч и меньше. Общий объем строительства в городах сегодня составляет 90 млн кв. метров, в то время, как в 2020 году сдано 92,4 млн. В населенных пунктах и деревнях возводят 8,4 млн кв. метров жилья. Среди причин снижения темпов строительства эксперты называют разрыв между спросом потребителей и возможностями застройщиков. Девелоперы столкнулись с нехваткой рабочей силы, подорожанием материалов, что привело к сокращению объемов ввода жилья и увеличению сроков сдачи объектов. В регионах строительные компании не получают должного финансирования проектов, отсутствует свободная земля, есть свои климатические и территориальные особенности. В 26 областях девелоперы до сих пор не используют эскроу-счета, что также тормозит развитие отрасли. Согласно данным Росстата, за последние 20 лет недвижимость подорожала в 10 раз. За два десятилетияцены в новостройках выросли с 8,6 тысяч до 86 тысяч рублей за 1 кв. метр, стоимость вторички; поднялась с 6,6 тысяч до 69 тысяч рублей. Учитывая нынешнюю инфляцию, цены увеличились на четверть. При этом доступность жилья выросла: срок накопления на квартиру среднего метража сокращен в 2,3 раза. Если в 2000 году требовалось не менее 13 лет, чтобы отложить необходимую на покупку недвижимости сумму, то сейчас уходит в среднем 6 лет. Тенденцию связывают с появлением программ льготной ипотеки с низкими процентными ставками. Среди регионов по доступности жилья в 2021 году лидируют: Мурманская, Тюменская, Магаданская области, Москва, Приморский край и Татарстан. Источник: Минстрой России.

Сегодня банк уже не просто кредитное учреждение, где открывают вклады или оформляют займы. Современные компании совмещают в себе функции брокеров, финансовых консультантов, страховых агентов. Но и это не предел. В некоторых банковских приложениях даже можно вызвать такси и заказать еду на дом. Банки создают многоступенчатую структуру взаимодействия с клиентом, чтобы человек в одном месте мог найти все необходимое. Расскажем подробнее, чем обусловлен такой подход и какие банковские экосистемы есть в России. Банковские экосистемы модный тренд Чтобы привлечь и удержать клиента, банку уже недостаточно предлагать выгодные ставки по вкладам и кредитам. В условиях жесткой конкуренции нужно постоянно изобретать новые приемы и расширять линейку продуктов. Выйти за рамки основного бизнеса позволяют цифровые технологии. Мобильное приложение, установленное на смартфон, открывает мир больших возможностей: от заказа авиабилетов до покупки квартиры. Задача экосистемы привлечь клиента каким-то ключевым продуктом и через него подсадить; на огромный спектр сервисов, собранных в одном месте. Обе стороны выигрывают от сотрудничества. Потребитель экономит время, силы и деньги (программа лояльности подразумевает акции, бонусы и специальные предложения для новых и постоянных пользователей). Банк повышает доходы за счет большого количества продаж своих продуктов и комиссии от партнеров, чьи товары и услуги представлены в приложении. Российские банковские экосистемы для одной ниши В зависимости от выбранной стратегии, банковские экосистемы бывают узконаправленными или универсальными, расширенными. К примеру, Юникредит банк монолайнер. Он специализируется на одном сегменте рынка автокредитовании. Компания сотрудничает с крупнейшими автодилерами и страховыми организациями, участвует в программе государственного субсидирования. Конечно, клиентам доступны и другие виды сервисов: дебетовые карты, депозиты, аренда ячеек. Но основную прибыль приносит именно автокредитование. Такой подход позволяет снизить стоимость обслуживания конкретной услуги и предложить уникальные продукты узкому кругу потребителей (например, заем на покупку автомобиля с отложенным платежом). Росбанк строит ипотечную экосистему для всех стадий покупки жилья. Клиентам предоставляют не только кредит на приобретение квартиры или дома, но и дают легкий доступ к услугам нотариусов, риэлторов, страховых агентов. Через приложение можно даже найти магазины с мебелью и товарами для ремонта. Универсальные банковские экосистемы Банки чаще развивают универсальные экосистемы, не делая акцент на каком-то одном направлении. Так, приложение Тинькофф банка состоит из следующих разделов: банковские продукты; страхование; инвестиции; мобильная связь; собственный маркетплейс. Отдельно представлена платформа для бизнеса, где клиент может зарегистрировать ООО или ИП, открыть счет, поучаствовать в госзакупках, заказать эквайринг, оформить бухгалтерское обслуживание. Но самая развитая экосистема в России принадлежит Сбербанку. Сервисы поделены на 5 направлений: финансы; бизнес; шоппинг; досуг; здоровье. Экосистемой управляют с помощью единого мобильного приложения. Все разделы интегрированы между собой. Если вы пользуетесь приложением Сбербанк Онлайн, то при покупке товаров в СберМегаМаркете вам не придется вводить данные карты: деньги спишут автоматически. Развитие экосистемы требует от банка значительных расходов. Но все затраты окупают клиенты. К примеру, пользователь решил заказать доставку еды и попутно оформил кредитную карту, увидев привлекательные условия. Компании-партнеры тоже платят комиссию за то, что покупатели приходят к ним через банковское приложение.

Читайте также:  гарантии прав профсоюзов и выборных профсоюзных работников

Источник

Что такое государственный кредит простыми словами?

gosudarstvennyj kreditГосударственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

gosudarstvennyj kredit2

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

gosudarstvennyj kredit3

По географическому признаку выделяются:

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Источник

Содержание государственного кредита и его роль

Оглавление

Цель — одна из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами. Входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Поэтому изучение основ государственного кредита, его условий и взаимоотношения государств в области кредита является одним из важнейших и необходимых разделов дисциплины.

Задачи

1. Понятие, функции и роль государственного кредита

Государственный кредит в современных условиях — это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды — как кредиторы. Посредством кредита государство привлекает дополнительные ресурсы для осуществления развития экономических и социальных функций в условиях рыночного хозяйства, расходы по которым постоянно возрастают. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц.

Функции государственного кредита раскрывают его экономическую сущность. Являясь элементом финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. Субъектами кредитных отношений при этом являются: со стороны государства — субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т. п. При этом инструментами, посредством которых осуществляются кредитные отношения, становятся ценные бумаги (достаточно активное участие государства и его территориальных подсистем в рынке ценных бумаг), когда государство посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке, осуществляет заимствования.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную.

Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. В целом, государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики.

Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие источников привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.

Еще одна функция государственного кредита заключается в учете и контроле за целевым, рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

2. Виды государственных займов

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ публичный долг, в зависимости от заемщика, подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ:

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства РФ существуют в формах:

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:

Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, в зависимости от валюты возникающих обязательств и месту размещения обязательств, выделяют внутренний и внешний долг.

Внутренний государственный долг — это обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачивается такой долг в российской валюте (рублях).

Внешний государственный долг — это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на:

краткосрочные — со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года;

среднесрочные — со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет;

долгосрочные — со сроком обращения бумаг свыше пяти лет.

По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на:

закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т. е. каким-либо имуществом;

беззакладные займы — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

По форме выплаты дохода займы подразделяются на:

В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства делят на обязательства без погашения и с правом досрочного погашения:

По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:

Читайте также:  главное направление деятельности в регулировании общественных отношений оно связано с широким

При условии того, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:

По способу дохода инвестора займы делят на:

По направлению использования заемных средств займы делятся на:

3. Управление государственным долгом

Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает:

Погашение государственного долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство прибегает к следующим способам регулирования долга:

Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в одни, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Эти операции осуществляются только в отношении внутренних займов.

Отсрочка погашения внешнего займа проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Аннулирование государственного долга — это полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. Здесь применяются конверсионные финансовые методы урегулирования внешней задолженности.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. В России применяются следующие варианты:

Долг в обмен на экспорт. Здесь подразумевается не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Такой вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а также сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, финансирование инвестиций.

Долг в обмен на собственность. Такой вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. Тогда внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Такой вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Эта операция заключается в следующем: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк), и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Согласно Бюджетному кодексу — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Оно может быть осуществлено с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ или от ее имени — Правительству РФ, либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В качестве инструмента управления долгом предлагаются программы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых РФ государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленных кредитов.

Выводы

Таким образом, при раскрытии темы было определено следующее:

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов.

Государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

Он подразделяется на:

Также выделяют: внешний и внутренний государственный долг, который может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. В теме также раскрыто содержание и других классификационных признаков государственного долга.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает:

Погашение государственного долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Государственный долг регулируется следующими способами: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация займов, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения, аннулирование государственного долга, долг в обмен на экспорт, долг в обмен на собственность, долг в обмен на налоги, выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте, долг в обмен на наличные, реструктуризация долга.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: