государство его признаки формы функции обществознание

Бизнес идея обсерватория

4.2 Государство, его функции

1498713114 1491153786 1490624362 checkПонятие и признаки государства

Самым главным институтом политической сферы жизнедеятельности общества является государство.

Государство – это политический институт, организующий, координирующий и контролирующий жизнедеятельность людей и учреждений, а также обеспечивающий внутреннюю целостность и внешнюю безопасность своей территории.

Государство обладает рядом отличительных признаков:

1498713114 1491153786 1490624362 checkФункции государства

Функции государства, связанные с осуществлением власти делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

К внешним функциям относятся:

1498713114 1491153786 1490624362 check Форма государства

Форма государства – это внутренняя структура государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления характеризует способ образования государственных органов, форма государственного устройства определяет территориальное строение государства, а политический режим определяет средства и методы управления государством и обществом.

Существуют две формы правления : монархия (наследуемая власть) и республика (выборная власть). Монархия бывает абсолютная и конституционная. В абсолютной монархии монарх правит единолично, сосредотачивает в своих руках законодательные, исполнительные и судебные функции, его власть не имеет ограничений. Примеры абсолютной монархии: Россия до февраля 1917 года, современная Саудовская Аравия. В конституционной монархии власть монарха ограничена парламентом. Существует два типа конституционной монархии: дуалистическая и парламентарная. В дуалистической имеются две властвующие силы: монарх и парламент. Законы издаёт парламент, монарх принимает важные решения: назначает Правительство, распускает Парламент, может наложить вето на принятый закон. Пример дуалистической монархии: Марокко. В парламентарной монархии монарх осуществляет преимущественно представительные функции, а властными полномочиями не обладает. Например, министр может не утвердить указ монарха и не исполнить его. Здесь сильна роль парламента. Правительство формируется парламентом, а назначается монархом. Пример парламентарной монархии: Великобритания.

1524211140 gosudarstvo

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Источник

Государство его признаки формы функции обществознание

Раздел ЕГЭ: 4.2. Государство, его функции

Наиболее важной функцией политики является поддерживание порядка, законов и власти в определённой стране. Издавна народ сам выражал свою волю, но с течением времени и ростом населения появилась необходимость в создании государства как наиболее удобной формы осуществления политики.

Государство — политическая организация, которая служит средством претворения в жизнь воли народа, проживающего на одной территории. Государство обязано выполнять определённые действия по основным направлениям общественной жизни, которые должны привести к осуществлению целей, поставленных народом.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теория Автор Характеристика
Теологическая Институт Церкви Государство сотворил Бог, а носитель его воли — правитель.
Патриархальная Роберт Филмер Семья была прообразом государства, поэтому подданные обязаны относиться к правителю, как дети к отцу.
Классовая Карл Маркс, Владимир Ленин Государство появилось в результате классовой борьбы и является орудием господствующих классов.
Договорная Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Джон Локк Государство появилось в результате общественного договора между людьми и направлено на защиту их естественных прав.
Насилия Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович Государства появляются вследствие завоеваний, чтобы подчинять себе побеждённых.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции.

Политическая Обеспечение действия легитимной власти, управление, построение и исполнение эффективной политической системы.
Социальная Гарантия своевременного и постоянного предоставления населению минимума жизненных благ, обеспечение социальной защиты различным менее защищённым группам общества, предоставление страхования.
Экономическая Планомерное развитие экономики, постановка целей и их выполнение.
Правовая Гарантированное исполнение прав человека всем категориям общества. Постановка единых правил и обязанностей поведения, а также обеспечение равенства всех представителей народа перед законом и судом.
Научно-техническая Поддержка развития, содействие получению новых знаний.
Образовательная Государственное регулирование всех стадий обучения (от дошкольной до профессиональной) с целью улучшения качества уровня знаний населения.
Информационная Своевременное предоставление актуальной информации населению о делах в стране и мире.
Экологическая Защита окружающей среды, проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природы, а также формированию бережного отношения к ней среди населения.
Культурная Формирование гражданского мировоззрения населения через удовлетворение культурных запросов.

Органы, исполняющие внутренние функции:

Внешние функции:

Сотрудничество Поддержание и развитие международных отношений.
Обеспечение национальной безопасности Защита собственных границ.
Защита граждан, выехавших за пределы государства Гражданин страны даже за её пределами вправе рассчитывать на помощь и защиту родного государства при обращении в посольство.

Органы, исполняющие внешние функции:

Вы смотрели конспект «Государство, его функции».

Источник

Государство, его функции

Признаки, функции, формы государства

Государство — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами. Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Можно представить признаки государства и по другому основанию:

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов.

Читайте также:  акт военного управления это

Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами. Перечислим основные функции государства:

Факторы образования государства

При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти, выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие — в гористой, окруженной морем Греции; третьи — на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Первая группа — экономические факторы, а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим; изменение форм собственности — от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа — социальные факторы. Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей — их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку — на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими — походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее — в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины — на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы — законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче — единой, подходящей для всех модели нет.

К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Познакомимся с основными формами государства.

Монархии, их виды

Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

Монархия по-прежнему отражает интересы сил прошлого, однако создаются и парламенты — выборные представительные органы, которым формально предоставляются законодательные полномочия. Фактически же никакого влияния на формирование правительства и его деятельность эти парламенты не оказывают, поскольку монарх имеет право вето (латинское слово «вето» означает «я запрещаю»), то есть отмены решения парламента, и даже может распустить его, если пожелает.

Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Функции монарха во многом номинальны, хотя и по сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.

Читайте также:  kiss me приложение что это

Республика и ее формы

Республиканская форма правления также прошла долгий исторический путь в своем развитии. Первыми республиками стали греческие полисы — города-государства: Афины, Коринф, Фивы и другие. Долгое время существовала республика и в Риме. Именно римляне ввели в политический словарь само слово «республика» (res — дело, publicos — общественный). Современный мир знает две основные разновидности республик: президентскую и парламентскую.

Президентская республика характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президентская республика строится по принципам разделения власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную — и их уравновешивания с помощью системы сдержек и противовесов. Смысл этой системы состоит в том, что ни одна из ветвей власти не может взять верх над остальными. Президента страны избирают внепарламентским путем: или всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника власти президента от парламента. Правительство, администрацию формирует сам президент, перед ним же они и отчитываются. Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент.

Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства, как Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

Наконец, есть республики, которые трудно отнести к парламентским или президентским, поскольку они обладают признаками и тех, и других. Эти республики представляют собой смешанную форму правления. Наиболее характерным примером такой республики можно считать V республику (с 1958 года) во Франции. Чисто внешне в ней были сохранены все атрибуты парламентаризма, но реально центр власти сместился в сторону президента. Президент Франции наделялся широкими полномочиями, с 1962 года его стало избирать все население страны, обладающее правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Член кабинета министров не может быть одновременно и депутатом парламента, кроме того, должность несовместима со всякой иной государственной службой и профессиональной деятельностью. Фактически руководит правительством президент, а не премьер-министр. Президент Франции может распустить парламент; он может также издавать ордонансы — специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

Форма правления в Российской Федерации

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

Современное государственное устройство. Унитарная государственность

Современный мир знает три основных формы государственного устройства: унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточена в центре; союзное государство — федерация; особый союз государств — конфедерация.

Наиболее распространена в мире унитарная форма (от лат. «унус» — «один»). К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:

Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, ее народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой, согласно конституции, единое государство, вот уже много лет не сходят со страниц газет материалы о баскском движении за автономию, то есть за обособление своей страны. Дело в том, что, по испанским государственным законам, Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, то есть местное самоуправление, и суть требований национальных меньшинств заключается в придании их автономии статуса государственной. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.

Читайте также:  акт готовности школы к новому учебному году 2019 2020 образец

Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация

Следующей формой государственного устройства является союзное государство — федерация. Каждое из государств, обладающее такой формой устройства, имеет свои особенности. К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.

Прежде всего, территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации, например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США — Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов имеются особые территории центрального подчинения. Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства-федерации заключать международные соглашения; чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии). Именно антиконституционный выход южных штатов из состава федерации США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США, например, в случае необходимости федеральные власти страны имеют так называемое право интервенции, то есть они могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти не просили об этом.

В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным, хотя и совсем не обязательно, чтобы конституции субъектов принимались позднее федеральной конституции. Примерами в этом отношении могут служить американские штаты Массачусетс, в котором действует конституция 1780 года, и штат Нью-Гэмпшир, конституция которого была принята в 1783 году, в то время как федеральная конституция США — только в 1787 году.

Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы. Одним из формальных признаков федерации может быть двойное гражданство, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, например, штата в США или земли ФРГ. Конституции некоторых федеративных государств, как, скажем, Индии, признают только федеральное гражданство.

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

Особой формой государственного устройства является конфедерация — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство – главный институт политической системы.
Основные признаки государства:
1) территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2) публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4) принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5) исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6) обязательность членства в государстве;
7) представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.

Функции государства
внутренние внешние
1. Регулирование экономики
2. Регулирование социальных отношений
3. Охрана общественного порядка
4. Правотворчество
5. Защита основ конституционного строя
6. Идеологическая деятельность
1. Развитие сотрудничества со странами мира
2. Защита страны от внешних нападений
3. Защита государственных интересов на международной арене

Форма государства
форма правления форма устройства политический режим
Монархия
– абсолютная (Саудовская Аравия);
– дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
– парламентарная (Великобритания);
– сословно-представительная (XV–XVIII вв. в России).
Республика
– президентская (США);
– смешанная – ответственность правительства перед президентом и парламентом – (Россия);
– парламентская (ФРГ, Италия)
1) унитарное государство (Франция,Китай);
2) федерация (определённый суверенитет территориальных образований):
– территориальная (США);
– территориально-национальная (Россия);
3) конфедерация (объединение независимых государств) (Сенегамбия)
1) демократический (развитые современные страны);
2) недемократические:
– тоталитарный – всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами общественной жизни (фашистская Германия);
– авторитарный – допускает некоторое разнообразие в экономике, социальной сферах, гипертрофированная исполнительная власть

Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: