государство и право арабского халифата общая характеристика

Ткани

1.4. История государства и права средних веков. Пути развития средневековых цивилизаций запада и востока

1.4.7. Государство и право Арабского халифата

Арабский халифат как средневековое государство сложился в результате объединения племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. В V−VI вв. арабы находились в стадии первобытнообщинных отношений и жили в условиях родоплеменного строя, основанного на кровнородственных связях. Все население Аравии состояло из отдельных племен, объединявших кланы и роды. Глава племени – шейх – осуществлял внутреннее и внешнее руководство, разбирал споры между соплеменниками, председательствовал на собраниях знати, в некоторых случаях исполнял обязанности служителя религиозного культа.

Объединению арабов способствовало возникновение в VII в. новой монотеистической религии – ислама («покорность Богу»). Основателем ислама стал сын торговца из Мекки Мухаммед («пророк», «вдохновенный»). Он не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, а считал себя их продолжателем; кроме того, он провозгласил арабов единым народом независимо от их племенного происхождения.

Убежденный в том, что арабы должны соединиться в одну общину мусульман, Мухаммед и его сторонники из Медины стали готовиться к захвату богатой Мекки. После овладения ею, Мухаммед стремился установить господство над всей Аравией. Во все племена было послано требование принять ислам и платить подать для поддержания дела веры. Новая вера содержала сильнейшее средство для объединения всего арабского народа – завет священной войны – джихада. Арабы устремлялись за пределы родины. Теперь у них появилось религиозное оправдание набегов за добычей: обязанность всюду распространять истинную веру.

Религия, таким образом, сыграв в Арабском халифате объединительную роль, способствовала не только сплочению арабов в единое государство, но и стала основной целью завоевательных походов.

После смерти Мухаммеда объединение арабских племен продолжалось. Власть в стране была передана духовному наследнику пророка – халифу, которого избирали из ближайших родственников или сподвижников Мухаммеда. В течение первых 60 лет после смерти Мухаммеда халифов избирали совет знати или жители Мекки и Медины (истинные мусульмане). Затем власть стала наследственной.

Первые четыре «праведных» халифа подавили выступления племен, недовольных исламом, и завершили политическое объединение арабов. Они завоевали Сирию, Персию, Северную Африку, Египет, Среднюю Азию, Афганистан, Испанию, вторглись даже во Франкское государство, но были разбиты Карлом Мартеллом в 732 г. в битве при Пуатье.

Для халифата как формы правления характерна централизация государственного аппарата. Халифу принадлежала высшая неделимая духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Центральными органами управления государством являлись ведомства (диваны). Из наиболее известных выделяют диваны внутренних, военных, почтовых дел. Халиф назначал всех высших чиновников, в том числе и главного из них – визиря. Халифат был разделен на провинции, которыми управляли эмиры, подчинявшиеся только халифу. Помощников эмиров именовали наибами. Что касается организации судопроизводства, отделенного в халифате от административных функций, то Мухаммед и назначенные им управители территорий сами рассматривали важнейшие судебные дела. Позже суд стали вершить знатоки шариата (мусульманского права), которые составили группу профессиональных судей – кади. Кади, не будучи связанным определенным порядком судопроизводства, осуществлял надзор за передачей наследства, установлением опеки, проверял законность землепользования, наблюдал за исполнением судебных решений и осуществлял надзор за местами заключения. Судебные решения и приговоры кади, как правило, являлись окончательными и обжалованию не подлежащими.

Мусульманское право (шариат) с момента возникновения и до наших дней представлено сводом религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Поэтому его часто именуют «одной из сторон религии ислама». Шариат включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается, прежде всего, на ортодоксальные источники – Коран и Сунну.

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в Коране предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Сунна – сборники преданий (адатов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенные его сподвижниками и содержащие предписания относительно семейного, наследственного и процессуального права.

Помимо двух основных указанных источников, шариат выделяет как особый источник иджму – единодушное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых может быть основано не только на Коране и Сунне.

Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному правовому вопросу общественной жизни является обязательным получение фетвы – юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейха-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления предписаниям Корана и шариата. В качестве суждения по аналогии, представляющего собой нечто среднее между европейской аналогией права и аналогией закона, признан дополнительным источником мусульманского права и кийас.

По мере распространения ислама появились и другие источники права – кануны (законы), указы и распоряжения халифов (фирманы), местные обычаи (адаты), не противоречащие исламу.

Шариату известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых. Особую категорию составляют вещи, которые не могут или не должны находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признается собственность на «нечистые вещи» – вино, свинину, книги, противоречащие учению ислама. Практические вопросы обязательственного права также получили в шариате всестороннюю разработку.

Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требуется согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе выразить и ее родители, поэтому брак часто выступает как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно (при условии, что он может достойно их содержать). Муж обязан предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые должны соответствовать ее положению в обществе. Ислам закрепил зависимое положение женщины в семье. Жена не участвует самостоятельно в имущественном обороте, она обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж может развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена может потребовать развода через суд лишь по строго определенным основаниям.

Читайте также:  амурск соцзащита перевели средством

Наследственное право ислама до недавнего времени признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали сыновья умершего, затем его братья, дяди и более дальние родственники – мужчины. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, виновные в смерти наследователя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие: завещание не могло составляться в пользу законных наследников; завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя; составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

Все преступления подразделяются мусульманским правом на три группы:

· преступления против основ религии и государства. К этой группе относится в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не прощались и часто наказывались смертной казнью;

· преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;

· преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания в таких случаях предоставлено суду.

В качестве мер наказания предусмотрены: смертная казнь в различных видах; членовредительские и телесные наказания; лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); имущественные санкции (конфискации, штрафы); ссылка.

[1. С. 243-258; 2. С. 370-383; 1-7; 11; 12; 25; 35; 50-52].

1. История организации власти и управления в Арабском халифате.

2. Возникновение, источники, основные институты мусульманского права.

Источник

Глава 26. Арабский халифат

Глава 26. Арабский халифат

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570–632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого «снизошли откровения», записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога — Аллаха (ислам в переводе с арабского и означает «предание себя» Богу) и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк — «посланник Аллаха на земле».

Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее — Медина, «город Пророка»). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям — иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и «тем, кто имеет власть».

В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов («заместителей пророка» — некоторые группировки исламской родовой знати образовали оппозиционную группу шиитов, которая признавала право на власть только по наследству и только за потомками (а не сподвижниками) пророка). Первые четыре халифа, так называемые «праведные» халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII — первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661–750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Исламское государство. Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов.

Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Читайте также:  выплаты 10 000 рублей в 2021 году госуслуги

Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Вместе с тем политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространения арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей.

На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т. е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии — диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалованья или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.

Система местных органов государственного управления на протяжении VII–VIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками — эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников — наибов.

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — старшин (шейхов).

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

Верховным судьей считался глава государства — халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.

Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной немусульманами, путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в «священной войне» и отряды «неверных» (немусульман).

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII — середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII–VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. Наемничество в это время почти не практиковалось.

Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием.

Читайте также:  акт осмотра спорного имущества

Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

Распад халифата на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье — привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.

Читайте также

ГЛАВА 15. КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ ПОД ВЛАСТЬЮ АЛЬМАНЗОРА

ГЛАВА 15. КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ ПОД ВЛАСТЬЮ АЛЬМАНЗОРА Столкновения между мусульманами и христианами в Европе давно уже превратились в некую рутину, если так можно сказать о битвах, в которых проливается кровь и с той, и с другой стороны. Зимой войны затихали, летом

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Итак, к середине VII в. карта Восточной Европы изменилась. В лесах развивались славянские княжества, в степях господствовали Болгария и Хазария, на Северном Кавказе вернула независимость Алания, а в горах восточной части Кавказа

Глава 3 Арабский халифат

Глава 14. Арабский Халифат

Глава 14. Арабский Халифат § 1. Возникновение ХалифатаВ VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и

38. ИСЛАМСКАЯ ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

38. ИСЛАМСКАЯ ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в

§ 44.1. Арабский халифат

§ 44.1. Арабский халифат Возникновение и развитие арабской империи Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н. э. возникли ранние

Глава 6 СРЕДНЕВЕКОВЫЙ АРАБСКИЙ ВОСТОК

Глава 6 СРЕДНЕВЕКОВЫЙ АРАБСКИЙ ВОСТОК 6.1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше — ниже», а

Глава 1 Халифат в канун прихода к власти Аббасидов

Глава 1 Халифат в канун прихода к власти Аббасидов Последние десятилетия правления Омейядской династии ознаменовались жестоким экономическим и политическим кризисом. Количественно разросшийся и достаточно сплоченный круг омейядских сородичей и их приспешников,

Глава 2 Аббасидский халифат во второй половине VIII века

Глава 2 Аббасидский халифат во второй половине VIII века Укрепление власти Аббасидов. Деятельность аль-МансураЕще при Омейядах, по мере исламизации арабами-мусульманами покоренных народов, начало возникать непримиримое противоречие между претензиями завоевателей на

Глава 4 Аббасидский халифат в первой половине IX века

Глава 4 Аббасидский халифат в первой половине IX века Со смертью Харуна ар-Рашида былое единство Аббасидского государства оказалось нарушенным. Роковую роль сыграло решение Харуна ар-Рашида о преемнике. У халифа было два сына: Мухаммад – от жены из знатного арабского

Глава 6 Арабы и Халифат во второй половине IX века

Глава 6 Арабы и Халифат во второй половине IX века Аль-Мутаваккил. Восстановление суннитского правоверияВо второй половине IX века во внутренней жизни Халифата наметился решающий перелом. В 847 году умер халиф аль-Васик, и власть перешла в руки ставленника тюркских

Глава 8 Халифат под властью Бувайхидов (945 – 1055 годы)

Глава 10 Фатимидский халифат (909 – 1171 годы)

Глава 10 Фатимидский халифат (909 – 1171 годы) В X – XI веках возникли и вступили в сложные взаимоотношения три основные, определившие всю последующую историю Ближнего Востока силы: Халифат Фатимидов, Империя Сельджуков и государства крестоносцев. Ранее других на историческую

5. Арабский халифат (сер. VII–VIII вв.) и государственные образования на его бывшей территории в IX–сер. XIII вв

5. Арабский халифат (сер. VII–VIII вв.) и государственные образования на его бывшей территории в IX–сер. XIII вв Еще до начала нашей эры у древних арабов, живших на территории Аравийского полуострова, наметился процесс разложения родового строя и перехода к стратифицированному

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: