государство и право германии в новейшее время кратко

Этапы открытия

Тема 29. Государство и право Германии в новейшее время

Военное поражение Германии в Первой мировой войне, внутренние, социальные и классовые противоречия, влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. В результате в Германии была ликвидирована императорская власть династии Гогенцоллернов и порядка двух десятков мелких монархий и княжеств и утвердилась парламентская республика, были провозглашены демократические права и свободы граждан, установлен 8-часовой рабочий день.

В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция германского государства, известная в истории как Веймарская конституция.

Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные государства получили название «земель». Земли имели свои законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья «имперской экзекуции», по которой президент с помощью военной силы мог заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности.

Германский парламент состоял из двух палат. Нижней палатой являлся рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг осуществлял высшую законодательную власть, депутаты избирались на 4 года на основе всеобщего избирательного права.

Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право отлагательного вето.

Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет всеобщим голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными

силами. Широкими правами наделялся и глава правительства — канцлер Германии, которому поручалось «формулирование основных принципов политики».

Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-часовой рабочий день, охрану труда, пособия по безработице.

Веймарская республика просуществовала менее 15 лет. 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил канцлером Германии Адольфа Гитлера. С этого момента в стране и устанавливается диктатура фашистской партии. Вскоре после смерти Гинденбурга пост президента ликвидируется, и вся полнота власти сосредотачивается в руках Гитлера — фюрера (вождя нации) и пожизненного рейхсканцлера. Все политические партии, кроме НДСАП, были запрещены, профсоюзы распущены, а их средства конфискованы.

В 1933 г. принимается закон о единстве партии и государства, где фашистская партия объявляется «единственной носительницей немецкой государственной мысли», назначение на любую государственную должность могло состояться только с согласия фашистской партии. НДСАП становится центральным и всевластным элементом государственного аппарата.

Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило вопрос о будущем государственном устройстве Германии. На Потсдамской конференции трех великих держав (СССР, США, Великобритания) было решено, что Германия должна представлять единое, демократическое и миролюбивое государство. Предусматривалось проведение демилитаризации и денацификации страны, декартелизация экономики и демократизация общественнополитической жизни.

Для этого страна была разделена на 4 оккупационные зоны (СССР, США, Великобритании и Франции). Верховную власть осуществлял специально созданный Союзный контрольный совет.

Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Логическим следствием этого разделения Германии стало образование двух государств: Федеративной Республики Германия — на западе и Германской Демократической Республики — на востоке.

Принятие в мае 1949 г. парламентским Советом и утверждение оккупационными властями конституции юридически и политически закрепило раскол Германии и образование ФРГ.

Конституция провозглашает Федеративную Республику Германия демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.).

К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.

В конституции был закреплен специальный механизм, призванный гарантировать охрану конституции. Для этого предусмотрена возможность лишения

отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их «антиконституционности», утверждалась недопустимость изменения ряда основополагающих установок конституции.

Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг — нижняя палата парламента, избирается на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5-процентный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Бундестаг является основным законодательным органом.

Бундесрат (верхняя палата парламента) формируется из представителей земель, его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.

Федеральный президент избирается на 5 лет федеральным собранием. Обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.

Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило, глава партии, победившей на выборах, утверждается парламентом. Имеет право законодательной инициативы.

Конституционный суд ФРГ играет исключительную роль в политической жизни страны. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий в виду их антиконституционности. Судьи конституционного суда избираются пожизненно: 50% — бундестагом и 50% — бундесратом.

Параллельно с образованием ФРГ шло государственное строительство и в Восточной Германии. В октябре 1948 г. было провозглашено образование ГДР.

Но раздельное существование германских государств продолжалось не слишком долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны. 3 октября 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.

Источник

Государство и право Германии в Новое и Новейшее время

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

1. Государственный строй Германии до объединения.

2. Конституция и развитие государственного строя в Германской Империи.

3. Вейморская Республика Германии.

4. Фашистская диктатура в Германии и ее механизм.

5. ФРГ и ее объединение с ГДР.

В XVIII веке Священная Римская Империя Германской нации представляла собой лишь формально единое государство. Оно включало в себя многочисленные государственные образования, практически суверенные. Это владения императора, 7 курфюршеств, владения епископов и аббатов, вольные города и другие феодальные образования.

Наиболее существенным объединяющим фактором был культурно-языковой. В результате Наполеоновских войн Германия была подчинена. Множество мелких феодальных владений слились или вошли в состав более крупных.

1806 год — 16 независимых государственных образований объединились в Рейнский союз. Они практически были колониями Наполеона. В них Наполеон отменил сословные привилегии и крепостное право, распространил ГК 1804, реорганизовал судебную систему по образу французской. Эти же изменения произошли в Пруссии. Осуществлена секуляризация церковной собственности. Введены министерства по образцу французских.

После поражения Наполеона создано новое объединение — Германский союз. Юридически этот союз оформлен в 1815 году в Вене странами-победительницами (Россия, Англия, Германия). В Германский союз вошли Австрия, Пруссия, 35 других суверенных монархий и 4 вольных города. Между ними не было тесных экономических связей и дипломатических отношений, их объединял лишь формальный орган союзный сейм.

Приняты первые германские конституции в форме дарованных монархиями хартий. Они включали перечень прав и свобод граждан и множество оговорок, сводивших эти права на нет.

Высший орган власти — Ландтаг (законодательный орган). Две палаты.

Исполнительная власть — правительство, назначалось монархом.

Постепенно они все больше ограничивали власть монархий.

Либеральная буржуазия относительно слаба по сравнению с феодальной аристократией, что объясняет компромисс между властями.

Важным шагом явилось то, Пруссия принимает в 1848 году Конституцию (Фридрих Вильгельм VI согласился на это после мощного вооруженного восстания). Вскоре конституция была отменена.

1850 год — в Пруссии принята Конституция. Провозглашены общие права и свободы с множеством оговорок.

Двухпалатный парламент, который в любое время мог быть распущен монархом.

Большое внимание уделено школьному образованию. Бесплатное обучение в государственных школах. Разрешалось учреждать частные школы. Учителя приравнивались по статусу к государственным чиновникам.

Всеобщая воинская повинность, право короля созывать народное ополчение. Военнослужащие лишены почти всех прав и свобод.

В последующем объединение германских государств шло в состоянии противоборства Австрии и Пруссии за господство в этом объединении. В этой борьбе одержала победу Пруссия.

Пруссия создала единой экономическое пространство. Заключен ряд таможенных соглашений между германскими государствами. 1834 год — создан таможенный союз, куда входили около 20 государств. Введен единый вексельный оборот, по сути дела — единая валюта. Принято общегерманское торговое уложение, которое укрепило позицию Пруссии, Австрию в эти союзы не пускали. Все это привело к войне, в которой победила Пруссия 1866 году. Создан Северогерманский союз (28 государств)

1867 год – принята Конституция Северогерманского союза. Президентом стал прусский король.

Рейхстаг — избирался всеобщим голосованием.

1871 год — в результате победы над Францией Германия присоединяет Эльзас и Лотарингию и еще ряд территорий, Германия провозглашена империей, король — императором. Это 2 Германская Империя.

1871 год — принимается Конституция. Император назначал должностных лиц и имперского канцлера (председатель правительства); Рейхстаг и Бундесрат (Федеральное собрание, большинство голосов в Бундесрате принадлежало Пруссии).

Выдающийся политик канцлер Бисмарк. В том числе при нем приняты законы о социальном страховании. Однако полностью снять социальное напряжение ему не удалось.

640 1

1890 год — Бисмарк ушел в отставку.

Германская империя просуществовала до 1918 года. После поражения в 1 Мировой Войне в ноябре 1918 года в Германии произошла революция. Началом послужило восстание военных моряков. В ходе революции установлена советская форма власти. Советы не пошли на прямую конфронтацию с буржуазией, т. к. там доминировали социал-демократы. В ноябре создан совет народных уполномоченных во главе с Эбертом и Гаазе. Совет распустил парламент, но оставил старых должностных лиц.

Читайте также:  где хранятся пароли приложений в андроиде в телефоне

Всегерманский съезд депутатов в декабре 1918 принял резолюцию о создании учредительного собрания. Оно подготовило Конституцию 1919 года (принята в Веймаре): принцип социальной справедливости, принцип национального единства и др.

Германия провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. Бывшие союзные государства стали называться земли, они имели свой конституции и законодательные органы. Законодательный орган — парламент (нижняя палата Рейхстаг и верхняя Рейхсрат). Во главе государства президент (всенародно избирался на 7 лет); обладал правом отменять законы Рейхстага с согласия референдума; назначал канцлера и министров; верховный главнокомандующий. Мог быть смещен народным голосованием или импичментом. Важное значение придается референдуму как преграде к установлению диктатуры.

В условиях мирового экономического кризиса в конце 20 — начале 30 годов и поражения в войне произошел спад производства на 50%, безработица более 30%. В этих условиях на выборах в Рейхстаг в ноябре 1932 года большинство мест получило национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером (ставленник буржуазии).

Получив большинство в парламенте, Гитлер в январе 1933 года занимает должность канцлера, а после смерти президента Гинденбурга (1934 год) упраздняет должность президента, объявляет себя пожизненным канцлером и устанавливает режим фашистской диктатуры. Начинается процесс законодательного управления механизмом фашистской диктатуры.

1. Гитлер, формально не отказываясь от Веймарской Конституции, прибегал к крайним мерам: использовал провокации (поджог Рейхстага, вина возложена на коммунистов во главе с Георгием Димитровым; в последующем партия коммунистов запрещена законодательно).

2. Принимаются законы «против измены германскому народу», «против изменнических действий», «о защите народа и государства»; правительству предоставлялось право на любую землю, издавать указы и постановления, разрешающие контролировать все переписки и телефонные разговоры, лишать свободы лидеров профсоюзов, запрещать забастовки и др.

3. Законодательно ликвидированы все СМИ, кроме фашистских. Тюремному заключению подвергались все, кто искажал действительность, критиковал режим.

4. Закон «об обеспечении единства партии и государства». Он давал право Гитлеру лично определять депутатов Рейхстага. То же на должности министров. Все законопроекты готовила канцелярия фашистской партии.

5. Регулярные чистки государственного аппарата; проверки на чистоту крови. Принят закон об уничтожении больных, престарелых немцев — бесполезных обществу.

Формируются государственные органы: совет министров; тайный кабинет (правительство при Рейхсканцлере); коллегия 3 уполномоченных (начальник канцелярии фашистской партии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил).

Коллегия имела законодательные полномочия и решала практически все вопросы экономики и военного дела.

Важное место в системе государственного аппарата занимало министерство просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом.

В соответствии с законами «о слиянии областей с империей» и «об имперских наместниках» во все земли назначены наместники из фашистской партии со всеми властными полномочиями. Они управляли землями, но право назначать чиновников Гитлер оставил за собой.

В 1934 году Ландтаги в землях упразднены, равно как и Рейхсрат.

В 1935 ликвидированы и остальные элементы самоуправления: бургомистры стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, предлагаемых партией.

Германия разделена на 32 партийные области во главе с гауляйтерами.

Для осуществления режима требовался мощный репрессивный аппарат. Он начал складываться еще до прихода Гитлера к власти. Существовали отряды СА (штурмовые отряды), СС (служба безопасности — общие отряды и специальные — для выполнения особых указаний фюрера), Гестапо (государственная тайная полиция), СД (служба порядка — в ведении Гиммлера).

Вся промышленность Европы работала на Гитлера, финансовая верхушка получила всю полноту богатств Европы.

Кроме обычных судов был народный трибунал по вопросам государственной измены. Приговор обжалованию не подлежал, как правило, это был расстрел или концлагерь.

Военно-полевой суд. В 1944 году ежемесячно приговаривал к расстрелу около 10 тысяч военнослужащих.

С 1935 года по Веймарскому договору лишалась возможности иметь армию, но с приходом Гитлера запрет игнорировался, введена воинская повинность. Гитлер — верховный командующий.

Генеральный штаб сухопутных войск занимал особое место. Его подразделения проводили разведку и диверсию.

1945 год — декларация о поражении Германии. Это юридическая основа деятельность оккупационных войск на территории Германии.

Потсдамская конференция: принята программа ликвидации германского нацизма и милитаризма. Предусматривается уничтожение в кратчайший срок фашисткой партии и установление демократических свобод, постепенное введение выборности в органы управления. Контроль над реализацией этих соглашений возложен на Союзный контрольный совет, состоящий из глав военных администраций СССР, США, Англии (позднее и Франции).

Решения принимались путем консенсуса (единогласного). Вся подготовительная работа возлагалась на совет министров иностранных дел союзников.

1948 год — план Маршалла. В экономику Германии инвестированы огромные суммы.

1952 год — ФРГ признается суверенным государством. Государственный строй определен конституцией 1949 года.

План СССР о едином германском государстве отвергнут.

В противовес образуется ГДР, конституция принимается в 1949 году.

Государственный строй ФРГ

Определяется конституцией как демократическое социальное и федеративное государство. Заложены принципы народного суверенитета (непосредственно источником власти является народа; Руссо) и разделения властей.

Высший законодательный орган Бундестаг. Осуществляет важные контрольные функции, выбирает канцлера. Правительство коалиционное.

Объединение ФРГ и ГДР произошло в 1990 году. Подписан договор об объединении, на его основе проведена денежная реформа, создано единое правительство, внесены изменения в конституцию, принято множество новых законов в разных сферах.

особенностью германской правовой системы начиная с XX века является существенное усиление роли государства в экономической сфере. В гражданском праве внедрены административные методы. Монополистами разработана формула договора («формуляр»).

В практике судов появился принцип учета изменяющейся экономической конъюнктуры.

Источники права: в основе гражданского права действовало германское гражданское уложение 1900 года.

С 1933 года вносятся изменения и дополнения, ограничивающие предпринимательство в рамки фашистских идеологических представлений.

Позднее происходит возрождение гражданского уложения.

После войны ГК дополняется рядом новых законодательных актов: акционерный закон (1965), закон об общих условиях купли-продажи (1967).

Семейное право: уравнены права мужчин и женщин, минимальный возраст вступления в брак 18 лет; установлены права незаконнорожденных; новых порядок бракоразводных процессов.

Заключение коллективных договоров наемных рабочих с предпринимателями, в них определялись оплата и условия труда — снялись острые противоречия на предприятиях. Крупная буржуазия дискредитировала себя во время войны из-за сотрудничества с Гитлером, поэтому вынуждена были идти на значительные уступки.

Система охраны труда, разрешаются забастовки.

Действует особый социальный кодекс и социальные суды. Они разрешают споры между физическими и юридическими лицами (все, что касается сферы социального обеспечения).

Уголовное право: основные принципы в уголовном уложении 1870 года.

Сокращена сфера применения смертной казни, провозглашена приверженность либерально-демократическим принципам.

В конституции 1949 года отменялась смертная казнь, приверженность принципам гуманизма.

Появляется разделение на преступления и проступки.

Источник

Государство и право германии в новейшее время кратко

И вместе с этим на региональном уровне началось сближение стран приблизительно одинакового экономико-политического уровня развития. Во второй половине XX в. институируются региональные сообщества государств, обладающие потенциалом дальнейшего объединения. Одним из наиболее ярких примеров интеграции на современном этапе является создание Европейского Союза.

Государство и право отдельных стран, оказывая на эти процессы существенное воздействие, в свою очередь, во многом под их влиянием претерпевали важные и вместе с тем далеко неоднозначные изменения. Государственно-правовая история многих стран была насыщена кризисами, «скачками» и «зигзагами».

Выделяют несколько основных направлений государственно-правового развития: эволюция государств «либеральной демократии», создание «социального государства»; временное установление авторитарных режимов, наиболее характерным из которых является фашистский («национал-социалистский») режим в Германии; возникновение социалистической государственности, сущностно отличавшейся как от «либеральной демократии», так и от фашизма.

В конце XX в. стала очевидна неизбежность демократического пути государственно-правового развития во всемирном масштабе. Движение к демократии было настолько сильным, что его не останавливала даже ставшая к этому времени очевидной неспособность «либеральной демократии» исключительно в духе идей классического либерализма XIX в. решить многие социально-экономические и духовно-нравственные проблемы современности. В условиях значительного социального неравенства не преодолен в немалой степени формальный характер провозглашенных прав и свобод.

В конечном итоге многим странам удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер «либеральной демократии»: введено всеобщее, равное избирательное право: создано законодательство, защищающее некоторые трудовые и социальные права народа. Либерально-демократическое государство фактически все более утрачивает предназначенную ему роль «ночного сторожа», призванного охранять, но не вмешиваться в существующие экономические отношения. Ныне государство может, хотя и частично, вторгаться в отношения частной собственности, ограничивая их в пользу общенациональных интересов. Постепенно внедряются элементы общегосударственного планирования и регулирования рыночной экономики. Во многом в результате всего этого улучшилось материальное и правовое положение основных слоев населения.

В Новейшее время раскрылись подлинные реалии «либеральной демократии», ее позитивные и негативные стороны. Поэтому в современном движении к демократии крепнет убеждение в необходимости дифференцированного подхода к либерально-демократическим государственно-правовым институтам, недопустимости механического копирования иностранного опыта. Утверждается понимание необходимости глубокого и всестороннего осмысления и учета национальной истории, учета отечественных экономических и правовых установлений, отвечающих интересам народа. Подлинная демократизация государственного строя проявляется в конечном итоге в отношении к человеку, в обеспечении достойного качества жизни людей, в реальной защите их прав и свобод, т.е. во всем, что предполагает гармоничное развитие личности в условиях мира, безопасности и охраны природы.

Германия в новейшее время.

2. Ноябрьская революция в Германии.

К осени 1918 г. положение Германии на Западном фронте значительно ухудшилось. Поражение в первой мировой войне становилось все более очевидным. Ввиду назревающего кризиса в правительство были введены социал-демократы Шейдеман и Браун. Были проведены либеральные реформы: вводилась ответственность канцлера перед рейхстагом, ограничены права кайзера при назначении высшего командного состава армии, расширено избирательное право в Пруссии. Но поражение в войне и революция в России способствовали вызреванию революционной ситуации в Германии.

Читайте также:  гатчина мрэо 10 постановка на учет

demonstrationВ начале ноября 1918 г. произошло восстание моряков в Киле, и к ним присоединились другие города. 9 ноября революционые события развернулись в Берлине: Шейдеман на демонстрации объявил Германию республикой, а кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Власть оказалась в руках у социал-демократов, которые стремились избежать революции и постепенно с помощью реформ добиться социального государства всеобщего благополучия и социальной защищенности. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверением о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (считая и крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. spartakНо при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами над революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919 г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.). Проводимая социал-демократией политика подтолкнула старые буржуазные партии Германии к активизации деятельности. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п.

На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две) — 13,5 млн.

По Конституции 1919 г. Германия – буржуазная парламентская республика с президентом во главе. Конституция вводила всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Партии шли на выборы со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов за тот или иной список.

Земли (15 республик и 3 вольных города) пользовались автономией, у каждой имелась своя конституция, законодательный орган (ландтаг) и правительство. Все важные вопросы (внешние сношения, армия и флот, монета, таможня, связь, транспорт, гражданство и т.д.) находились в компетенции империи. Право империи имело решающий перевес над правом земель.

Президент избирался на 7 лет всеобщим голосованием. Он мог распустить рейхстаг и назначать новые выборы. Ему поручалось командование вооруженными силами и назначение на высшие должности в государстве. В любой момент президент мог ввести чрезвычайное положение, за которым следовала приостановка гражданских свобод, декретированных конституцией. В компетенции президента было назначение правительства, которое оставалось ответственным перед рейхстагом. Конституция подчеркивала особое положение главы правительства – канцлера, которому поручалось «формулирование основных принципов политики» правительства. Президент мог противопоставить свою власть рейхстагу при назначении на должность канцлера. Декретировав существование выборных органов власти, конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно», если служат безупречно.

Конституция провозглашала свободы слова, печати, ассоциаций и т.д., отделяла школу от церкви, хотя и заботилась о религиозном воспитании детей, гарантировала неприкосновенность частной собственности. Последняя объявлялась социальной обязанностью и потому должны была обеспечиваться должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение». Одна из статей (165) предписывала создание рабочих советов на предприятиях и в округах: «Рабочие и служащие, — говорилось в Конституции, — призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии. организации предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием (закона)». Особое значение – тому, что каждый раз при внесении законопроектов хозяйственного и социального значения в рейхстаг, правительство должно было представлять их на заключение имперского экономического совета. Рабочим и экономическим советам в некоторых отраслях предоставлялись контрольные и административные полномочия.

Таким ообразом, Ноябрьская революция, как и Веймарская конституция носили буржуазно-демократический характер. Но были и социалистические элементы: право на труд и охрану труда, 8-часовой рабочий день, право на заключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права.

4. Приход Гитлера к власти.

В 1923 г. в Германии вновь возникла революционная ситуация, были созданы рабочие правительства в Саксонии и Тюрингии, произошло восстание в Гамбурге. После временной стабилизации в 1929 г. разразился мировой экономический кризис. В Германии он имел очень тяжелые последствия: промышленное производство сократилось почти вдвое, в стране было 9 млн. безработных, произошло резкое падение уровня жизни населения, что вызвало резкое обострение социальных проблем. В этих условиях правительство пошло по пути издания чрезвычайных декретов, еще больше обостривших ситуацию. Произошло резкое снижение зарплаты и пособий, что вызвало небывалый подъем стачечного движения (в 1931 г. в Германии произошло около 500 стачек).

hitler2Компартия предприняла попытку союза с социал-демократами, но те заявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если он придет к власти легальным путем. К тому же негативную позицию по отношению к союзу с социал-демократами занимал Сталин и руководимый им Коминтерн. Отсутствие согласия левых сил имело роковые последствия. Уже в 1930 г. в рейхстаг было избрано 107 фашистов во главе с Герингом. А в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получает больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.

Демократический фасад Веймарской республики не опирался на прочный фундамент демократических государственных институтов не только в силу сохранения старого государственного аппарата, но и изъянов самого конституционного порядка, придуманного в Веймаре без глубокого учета обстановки в стране. Так, широкие демократические права и свободы, в частности свобода печати, при отсутствии цензурных ограничений способствовали беспрецедентному росту шовинистической, милитаристской пропаганды. Отсутствие конституционного запрета на деятельность партий, сеющих рознь среди немецкого народа, разжигавших национальную вражду, антисемитизм, создавало условия не только для роста нацистских организаций, но и для легального вхождения НСНРП в веймарскую общественно-политическую и государственную систему. Дисбаланс веймарской государственной машины вел к ее полному разрушению и гибели, что и произошло в результате установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 г.

gindenburgВ январе 1932 г. было организовано собрание, на котором Гитлер изложил свою программу для промышленников. Весной 1932 г. состоялись выборы президента, которым стал Гинденбург, а правительство возглавил Папен. На выборах в рейхстаг в июле 1932 г. гитлеровцам досталось 13 млн. голосов, а в ноябре они потеряли 2 млн., а компартия получила 6 млн. Крупные монополисты в этой ситуации решаются призвать к власти Гитлера. В начале 1933 г. был осуществлен сговор при посредстве банкира Шредера между Гитлером и канцлером Папеном. Папен подал в отставку, а президент Гинденбург под напором военных и штатских высших лиц назначил Гитлера на пост рейхсканцлера 30 января 1933 г. Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа, создание «нового порядка» — террористического антинародного режима.

Установлению фашистской диктатуры в наибольшей степени способствовали три обстоятельства : 1) монополистическая буржуазия видела в фашизме выход из политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом; 2) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания; 3) рабочий класс оказался расколотым и потому ослабленным.

paperПридя к власти, фашисты начали с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Чрезвычайные декреты были изданы уже в первые месяцы гитлеровского правления. В феврале 1933 г. появился декрет «В защиту народа и государства», который отменял свободу личности, слова, печати, собраний; следующий декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными правами полицию. На выборы в рейхстаг фашисты получили 3 млрд.марок от банкиров, но, несмотря на это, коммунистам удалось получить дополнительные места. Это было поводом для репрессий против коммунистов: по закону от 23 марта 1933 г. депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы, в том же месяце компартия запрещена, а ее пресса закрыта. Предлогом для репрессий послужил поджог рейхстага 26 февраля 1933. Хотя состоявшийся позднее Лейпцигский процесс вынес оправдательный приговор, все равно травля коммунистов и демократов продолжалась. После этого наступление на другие партии, в том числе и буржуазные. Право на существование осталось только для национал-социалистов. Были распущены профсоюзы их средства конфискованы, взамен были созданы новые профсоюзы под контролем нацистов.

В 1949 г. с разрешения западных оккупационных властей 3 западные зоны соединились в единое государство под названием Федеративная Республика Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую конституцию, названную Боннской. Она восстановила демократические институты власти и управления и была похожа на Веймарскую конституцию.

Новое германское государство было построено на началах федерализма: оно состояло из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. В каждой земле имелся свой ландтаг и свое правительство, которое назначало своих уполномоченных в верхнюю палату парламента – Союзный совет (бундесрат).

Нижняя палата (бундестаг) формировалась на демократической основе – путем избрания народом. Избирательная система соединяла мажоритарный и пропорциональный принципы голосования. Мажоритарный принцип предполагал относительное большинство голосов, поданных за того или иного кандидата. Пропорциональный принцип предполагал голосование по партийным спискам: в парламент проходило именно то число кандидатов, которое определялось числом голосов, поданных за данный список. Партия, набравшая менее 5% голосов лишалась представительства.

Главным законодательным органом являлся бундестаг, но его полномочия в определенной мере ограничивались бундесратом. По определенным вопросам (изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и финансы) у бундесрата было право абсолютного вето; для других случаев – отлагательное вето. Этот принцип служил основой реального федерализма.

Читайте также:  2400 код дохода в справке 2 ндфл что значит

Главой государства был Президент, избираемый на 5 лет. Президент предлагает на утверждение бундестага главу правительства (канцлера), которым считается лидер партии, победившей на выборах. У канцлера была реальная власть. Правительство контролировало законодательство, являясь его главным инициатором, и осуществляло всю исполнительную власть.

Важными функциями наделялся федеральный Конституционный суд. Он имел право толкования Конституции и проверкиа на законность принятых парламентом законов. Суд решал вопросы о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли в отдельности, когда происходили споры между федерацией и землями. Судьи назначались пожизненно.

Восточная Германия, занятая Советской Армией, по окончании войны первое время управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся на Востоке в результате слияния коммунистических и социал-демократических партийных организаций. В 1946 г. были организованы выборы в органы местного самоуправления и в земельные парламенты — ландтаги. СЕПГ получила более 50% голосов на общинных выборах и 47% на выборах в ландтаги.Далее последовали реформы социалистического характера при поддержке СССР: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа и т.д., взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и социалистическое развитие промышленности.

В связи с этим западные зоны Германии поспешили самоопределиться. В ответ на это в 1948 г. в Восточной Германии был созван Народный Конгресс, который избрал Немецкий народный совет и поручил ему выработать Конституцию ГДР, о создании которой объявлено 7 октября 1949. Народный совет преобразовал себя во временную народную палату, а СССР передал правительству ГДР функции управления советской военной администрации. Первые выборы в законодательную палату прошли в 1949 г. Партии вышли на выборы с единой программой и единым списком кандидатов, причем квота на каждую партию была определена заранее. Таким далеко не лучшим образом начала свое существование восточно-германская коммунистическая демократия.

Германская Демократическая Республика пережила две важные вехи в развитии своего общественного и территориального устройства.

В первый период своего существования (1949—1968), когда была принята первая Конституция (1952 год), ГДР позиционировала себя как единственное немецкое государство, образованное в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Так, с юридической точки зрения она была единственным «легальным» немецким государством. Поскольку надежды на единство Германии были ещё довольно сильными, государственное устройство характеризовалось следующими тезисами:

Реформа государственного и территориального устройства была закреплена в новой, социалистической Конституции 1968 г. Основным органом власти становился однопалатный парламент — Народная палата — формировавшийся путем всенародного голосования. Народная Палата обладала очень широкими полномочиями, она же избирала центральный исполнительный орган — Государственный Совет.

В целом, можно сказать, что с принятием поправок к Конституции в 1974 году и до 1990 года Германская Демократическая республика была:

wallВ 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР, а в 1968 г. новая конституция ГДР констатировала факт ликвидации всех форм эксплуатации и победу социалистических производственных отношений.

Между тем Западная Германия все более и более обгоняла Восточную по уровню промышленного развития, по уровню жизни, по демократическим завоеваниям народа. Естественно, что с переменами во внутренней и внешней политике СССР народ ГДР, особенно студенческая молодежь, поняли, что настало время для воссоединения. В 1989 г. произошла бескровная революция, которая в течение нескольких дней смела всю партийную и государственную номенклатуру. После этого начался процесс объединения Германии.

kohlМирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены Дойч-марками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. Условия денежной реформы стали сокрушительным ударом по и без того расшатанной экономике ГДР. В целях снижения накала оппозиционных настроений в ГДР были повышены размеры пенсий, частично погашен дефицит ее государственного бюджета, создан специальный фонд помощи экономики ГДР и пр.

Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась «единая избирательная территория», на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ.

Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ. В договоре были закреплены также признание земельной реформы, осуществленной еще в годы правления советской военной администрации, и предоставление жителям ГДР права пользоваться благами системы социального обеспечения ФРГ. При этом особо оговаривалось что вся собственность, конфискованная в период оккупации Советской Армии с мая 1945 г. по 1949 г., возврату не подлежит. Вместе с тем стороны соглашались с настоятельной необходимостью возвращения частной собственности прежним владельцам за счет «реорганизации общественного имущества». Остались, однако, нерешенными такие вопросы, как порядок оказания финансового и экономического содействия развитию новых земель. Вставали проблемы и с разгосударствлением «народных предприятий» ГДР, ибо не были выработаны соответствующие нормы, регулирующие деятельность ведомства по опеке над ними, о способах компенсации за национализированное в свое время имущество и пр.

При подписании и последующей ратификации Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г. вообще не вносились предложения о разработке новой конституции. Между тем дебаты по этому вопросу проходили. Речь шла о том, будут ли восточные и западные немцы равноценными гражданами нового государства, а основа их объединения равноправной. Создатели Основного закона ФРГ 1949 г. рассматривали себя в качестве представителей всего населения бывшей Германии, создавших его, как указано в преамбуле, в целях сохранения национального и государственного единства, и за тех немцев, «которым было отказано в сотрудничестве». Основной закон содержал призыв ко всему германскому народу «путем свободного самоопределения осуществлять до конца единство и свободу Германии». Статья 146 подчеркивала переходный характер Основного закона, предполагая прекращение его действия «в день, когда вступит в действие Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа». Но в текст Основного закона была включена впоследствии ст. 23, предусматривающая вступление Основного закона в силу и «в остальных частях Германии. по их присоединении». После объединения была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок, которые должны были вноситься восточными землями до 1993 г. Вносились в основном поправки, реализация которых была или невозможной, или неприемлемой для ФРГ. Например, о гарантиях полной занятости, или права на жилье, о признании большего значения такой формы непосредственной демократии, как референдум, и пр.

Трудности объединительного процесса выявились очень скоро, как и политические, экономические, социально-психологические различия Запада и Востока Германии, которые оказались более стойкими, чем предполагалось ранее. Восстановление хозяйственной жизни, которая десятилетиями формировалась в ГДР на основе затратной экономики, требовало колоссальных денежных вливаний, приведших к повышению подоходного налога в ФРГ на 5%, цен на нефтепродукты и пр., что не встретило понимания, особенно у западных немцев. Продукция предприятий ГДР была неконкурентоспособна. Производительности труда в ГДР составляла лишь 40% от Западной Германии. Губительно сказывалась и потеря такого емкого рынка, как СССР, развал СЭВ. ГДР не знала безработицы, а в объединенной Германии она стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидации нерентабельных предприятий, из-за более слабой дисциплины труда и пр.

Задачи снижения уровня безработицы и повышения производительности труда, широкой модернизации восточных предприятий были поставлены на первом же объединенном заседании бундестага в октябре 1990 г. Безработицу удалось снизить только благодаря введению неполного рабочего дня, предоставлению права на более ранний уход на пенсию, путем создания новых рабочих мест, обществ занятости, привлечения финансовых средств федерации на переобучение, переквалификацию рабочих и пр. В ФРГ практиковались и другие, более жесткие меры: предоставление в безотказный наем рабочей силы, занятой на предприятиях восточных земель, западным фирмам, досрочное увольнение на пенсию, особенно женщин-матерей, пользующихся семейными пособиями, и пр. Развитие среднего и мелкого бизнеса, ставшее главной заботой еще послевоенного правительства ФРГ, также принесло определенные результаты. К 1994 г. около 20% самодеятельного населения ФРГ трудилось на предприятиях, число работающих на которых не превышало 5 человек. Но они не были защищены законами от увольнения. Крайне остро перед объединенной Германией встала и проблема жилья.

Создание вместо планово-распределительной экономики рыночной стало почти неразрешимой задачей для многих восточных немцев, в том числе и управленческого аппарата, в силу незнания западногерманских законов и предписаний. Между тем к восточногерманским ведомствам предъявлялись те же правовые требования, что и к западногерманским, без каких-либо ограничений. Форсированное навязывание усложненного западногерманского права, по утверждению бывшего канцлера ФРГ Г. Шмидта, «многократно усиливало ощущение восточных немцев, что они подчинены чужому непонятному и непостижимому господству».

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: