государство и право византии общая характеристика

Выращивание огурцов в теплице как бизнес

Государство и право Византии

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

После гибели Западной Римской империи (476 г.) Восточная Римская империя существовала ещё около тысячи лет (до середины XV в.), но вошла в историю под новым названием — Византийская империя (по названию греческого города — Византия, переименованного в 330 г. римским императором Константином Великим в Константинополь). Константин пытался сделать этот город чисто латинским, новым Римом, столицей всей Римской империи, но после смерти императора Феодосия (395) его государство было разделено на Западную Римскую империю, где правил император Гонорий (395 — 423), и Восточную Римскую империю, императором которой стал Аркадий (395 — 408), первый византийский император. Сложный характер формирования Византийской империи (её создали римляне, но большинство населения составляли греки) наложил заметный отпечаток на византийское государство и право: с одной стороны, история византийского государства и права — продолжение истории римского государства и права, с другой стороны, государство и право Византии — средневековое греческое государство и право (не случайно греки в средние века называли себя «ромеями» — римлянами).

История византийского государства делится на три периода:

1. Рабовладельческое государство (IV — VII вв.).

2. Раннефеодальное государство (VII — XII вв.).

3. Кризис византийского государства (XIII — XV вв.).

Социальный строй Византии в IV – VII вв. несколько отличался от социального строя Западной Римской империи, где большинство населения составляли рабы и колоны, а элиту — рабовладельцы. В Византии в IV — VI вв. сохранялось крестьянство, близкое по своему положению к смердам Киевской Руси (византийские крестьяне того времени были лично свободны и имели право частной собственности на свою землю, но платили государству поземельную подать и несли в его пользу натуральные повинности), что открывало возможность мирной (без гибели государства, как в Западной Европе) трансформации рабовладельческого строя в феодальный. Однако тенденция к такому варианту развития победила не сразу, и в VI в. византийская рабовладельческая элита пыталась уничтожить ростки феодализма и реставрировать Римскую империю в границах IV в. Император Юстиниан (527 — 565) жестоко подавил восстания рабов и городской бедноты в Византии и расширил её границы (его войска завоевали всю Северную Африку, Италию, часть Испании, Сицилию, Корсику и Балеарские острова), восстанавливая повсюду рабовладельческие латифундии.

После славянского вторжения VI — VII вв. социальный строй Византии изменился: латифундии были разгромлены, многие рабовладельцы погибли, и большинство населения стали составлять свободные крестьяне (до вторжения — государственные крестьяне).
В результате развитие феодализма в этой стране пошло по традиционному пути — закрепощение крестьянства, формирование условной земельной собственности и т. д. При этом византийский феодализм имел некоторые особенности: он формировался медленнее западного и российского (до XV в. сохранялось рабство), а главную роль в византийской элите играли столичная знать и высшая бюрократия (в других феодальных государствах — провинциальная знать).

Особенности социального строя Византии наложили отпечаток на её государственный строй. Главная его особенность в IV—VII вв. — огромная роль сената (он избирал императора, принимал законы и решал все дела империи). Власть императора была ограничена «общими законами» империи, особой системой престолонаследия (император избирался сенатом, армией и «народом Константинополя», которые собирались на столичном ипподроме). Важную роль в государстве играли димы (городские партии), которые имели свои вооруженные отряды и могли влиять на императора.

После временного ослабления византийского государства в VI — VII вв., связанного со славянским вторжением, началось его укрепление на новой, феодальной основе: усиливается власть императора, опиравшегося на мощный бюрократический аппарат, и падает роль сената (в IX в. он лишился права на избрание императора и законодательную деятельность). В X в. начался переход от раннефеодальной монархии к сеньориальной (складывается система иммунитета, заключаются договоры императора с крупными феодалами), но этот процесс имел в Византии свои особенности (здесь не было феодальной раздробленности) и был прерван кризисом византийского государства.

640 1

Последний был прямым результатом эпохи крестовых походов, когда в XII в. начались затяжные войны Византии с крестоносцами, которые привели к её разгрому во время IV крестового похода 1204 г. Крестоносцы захватили часть территории Византии, в том числе Константинополь, создав на завоёванных землях своё государство — Латинскую империю. Однако греки сумели сохранить часть византийской территории, создав здесь свои государства (Никейскую и Трапензундскую империи в Малой Азии, Эпирский деспотат на территории современной Албании и др.). В 1261 г. армия Никейской империи освободила Константинополь, но полностью восстановить Византийскую империю не удалось, т. к. крестоносцы сохранили часть своих владений (Афинское герцогство и т. д.), а другие греческие государства не признали власть никейского императора. Слабостью Византии воспользовался новый внешний враг — турки. В XIV в. они захватили большую часть Малой Азии и Фракию, а византийский император стал вассалом турецкого султана (платил ему дань и участвовал в его походах). В 1453 г. турки взяли Константинополь, а в 1461 г. — последний византийский город Трапезунд. Византийская империя пала.

История византийского права делится на два периода:

1. Римско-византийское право (IV — VII вв.).

2. Поздневизантийское право (VIII — XV вв.).

В IV — VII веках в Византии продолжалось развитие римского права: главным источником византийского права оставались сочинения великих римских юристов III в. до н. э. — III в. н. э., шла кодификация римского права, главные памятники которой (Кодекс Феодосия 438 г. и свод законов Юстиниана 529 — 534 гг.) написаны на латинском языке. Особое место в истории византийского права занял свод законов Юстиниана, состоявший из трёх частей — Дигесты (сборник цитат из 2 тысяч сочинений великих римских юристов VI в.), Институции (учебник для студентов византийских юридических вузов) и Кодекс Юстиниана (собрание законов самого Юстиниана). Главное внимание в последнем было уделено нормам гражданского права. Так, в нём впервые в истории права появились классическая схема структуры гражданского права («лица, вещи, сделки»), позже использовавшаяся в классических образцах гражданских кодексов разных государств мира (Гражданский кодекс Наполеона 1804 г., Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и др.). Поэтому
Г. В. Гегель в начале XIX в. говорил о византийских юристах следующее: «Гражданское законодательство достигло у них того совершенства, до которого его довели великие римские юристы, так что собрание законов, изданное по приказанию императора Юстиниана, и теперь ещё вызывает восхищение мира». В то же время уже в своде законов Юстиниана впервые проявился синтетический (греко-римский) характер византийского права: с одной стороны, этот свод был попыткой восстановления классического римского права, с другой, — шло его упрощение под влиянием позднеэллинистического права, а четвёртая часть этого памятника права, Новеллы (новые византийские законы 535 — 565 гг.) написаны на греческом языке. Позже на греческом языке составлялись «парафразы» (пересказы), упрощенные комментарии к Своду законов Юстиниана.

Читайте также:  где дадут кредит с плохой кредитной историей без отказа

В VIII — XV вв. появляется ряд новых источников византийского права — Эклога (726 г.) (сокращенное и упрощенное изложение Свода законов Юстиниана), Прохирон 879 г. (переработанный и переведенный на греческий язык тот же памятник права), Василики 888 — 889 гг., «Шестикнижие» Арменопула 1345 г. и др. В них византийское право из античного окончательно превращается в средневековое. В гражданском праве меньше внимания уделяется договорам найма и займа (в связи со свертыванием товарно-денежных отношений), и появляется институт феодальной земельной собственности. В семейном праве появляется обручение и затрудняется развод, в наследственном — ограничиваются права наследодателя (треть наследства автоматически переходит к его детям). В уголовном праве наказания становятся более жестокими (всё чаще применяются ослепление, кастрация, отрезание носа, вырывание языка и т. п.) и зависят от социального статуса преступника (за связь с чужой рабыней «простого человека» секли плетьми и заставляли платить штраф, аристократ отделывался одним штрафом). В процессуальном праве состязательный процесс сменяется инквизиционным.

Источник

История государства и права Византии

Возникновение и падение Византийской империи (IV—XV вв.)

Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).

В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.

В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.

В период зарождения феодального государства (IV—VII вв.) в Византии в отличие от Рима было уничтожено крупное землевладение рабовладельческого типа, поэтому рабский труд, не исчезнув совсем, перестал играть решающую роль в производстве.

В начале VIII в. изза экспансии Арабского халифата Византия потеряла большие территории. Земельный фонд государства стал пополняться за счет секуляризации монастырских владений, чьи земли передавались общинам и феодалам за службу. Это привело к образованию крупных феодальных хозяйств и закрепощению крестьян в XI—XII вв. К X в. богатейшие феодалы приобрели определенную самостоятельность и независимость, что на фоне «иконоборческих войн» вызвало новый виток внутренних распрей, ослабление страны и территориальные утраты. Хотя угрозу со стороны Османской империи удалось временно снять в результате крестовых походов западноевропейского рыцарства в 1096—1270 гг. Однако сами крестоносцы, потеснив турок, остались недовольны действиями Византии, и во время четвертого кресто-вого похода в 1202—1204 гг. Константинополь ими был полностью разграблен. На землях Византии они образовали Латинскую империю, в 1261 г. распавшуюся на самостоятельные Никейское, Трапезундское и Эпирское царства.

Восстановление империи началось с возвышения Никейского царства. Однако достичь былого могущества так и не удалось. Этому мешали постоянные схватки за трон, временами перераставшие в настоящие гражданские войны, полное и хроническое расстройство финансовой системы, резкое сокращение и деморализация армии, расширение национально-освободительной борьбы покоренных народов (славян, албанцев, армян, персов, болгар, сербов и др.).

В 1453 г. войска турецкого султана штурмом взяли Константинополь, который был переименован в Стамбул.

Особенности общественного строя Византийской империи

Все население Византии разделялось на следующие сословия:

Причем знатное сословие было неоднородным и в свою очередь делилось на почтенных и смиренных.

К служилому сословию относились лица, состоявшие на гражданской, военной или придворной службе:

не имело значительного влияния на государственную политику, но всегда было освобождено от прямых налогов и военной службы, имело судебные привилегии).

К представителям городского населения относились ростовщики, судовладельцы, объединяющиеся в цеха торговцы и ремесленники, мелкие землевладельцы, городской плебс.

Неоднородным было и крестьянство. В IV—VI вв. особенно ярко выделялись: колоны — свободные арендаторы и приписные (последние после 30 лет аренды прикреплялись к земле); свободные общинники, которые со временем путем патроната попадали в зависимость к феодалам.

В X—XI вв. дальнейшее расслоение крестьянского населения привело появлению зависимых крестьян в виде:

Рабы (дулы) использовались в сельском и домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, но далеко не так широко, как в Риме. Их положение существенно смягчалось: была установлена строгая ответственность за убийство раба, облегчено и поощряемо государством их освобождение, им разрешено было под поручительством хозяина владеть своим делом, допускались браки со свободными и дети при этом также считались свободными. К XIII в. все рабы превратились в париков.

Государственный строй Византийской империи

Всю полноту светской и церковной власти олицетворял император Ромейского государства, личность которого считалась священной. Он назначал высших сановников, издавал законы, созывал церковные соборы, назначал высших церковных сановников. Однако вследствие отсутствия четко установленного порядка престоло-наследия (избирался знатью, войском и наместниками провинций, короновался патриархом) высший статус не защищал императора от покушений (из 107 императоров только 42 умерли своей смертью или погибли в сражении). Поэтому сложилась практика, при которой, опасаясь переворотов, император еще при жизни назначал «соправителя».

Синклит (сенат) как совещательный орган при императоре участвовал во всех его делах, но решающей роли не играл, а с X в. некоторые его существенные полномочия отошли к императору (обсуждение законопроектов, назначение чиновников, финансовый контроль).

Читайте также:  акт о проведении работ по очистке вентиляционных камер и воздуховодов

Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти, а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:

В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.

Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).

Судебную систему образовали: императорский суд; госсовет; суд константинопольского эпарха; квестор; стратиги в фемах и провинциях; суды канцелярий; многочисленные церковные инстанции (суды константинопольского и антиохийского патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов), рассматривавшие дела о преступлениях духовенства, преступления против религии, брака, нравственности, нарушения жителей церковных и монастырских земель; вотчинные суды.

Система местного управления была достаточно сложной. Обе префектуры (Восточная и Иллирийская), делились на семь диоцезов, диоцеза включала 50 провинций, состоящих из общин. Далекие владения с VI в. возглавлялись наместниками — экзархатами (в Италии — Равенский, в Африке — Карфагенский), обладавшими военной и гражданской властью.

С VII в. в условиях многих военных угроз отдаленные и пограничные провинции стали управляться военачальниками — стратигами. Была образована фемная система управления, т.е. создавались фемы — военно-административные округа (в X в. насчитывался 31 военный округ). Фема делилась на турмы, а те — на более мелкие военные подразделения во главе с комитами и трибунами.

Особенности права Византийской империи

Становление византийской правовой системы

После падения Западной части Римской империи и прекращения многовековой истории Рима ее Восточная часть превратилась в самостоятельное государство, которое еще на протяжении почти тысячелетия продолжало хранить и развивать традиции своей исторической колыбели. И если со стороны публично-правового порядка Византия наследовала лишь некоторые управленческие институты, то с точки зрения права именно она путем кропотливой и глобальной систематизации вековых накоплений и наслоений римской правовой практики, приведшей к созданию фундаментального Corpus juris civilis, завершила длительный процесс формирования римского права.

Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.

Основные источники византийского права

После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему. Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов, пошлин, управления, действовавшие на территории префектур.

В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права. Наиболее значительными источниками византийского права стали такие нормативно-правовые акты, как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон, Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.

Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями, а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.

Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).

Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.

Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.

Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.

Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.

Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.

Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права. Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных судах до начала XX в.

Читайте также:  android установка приложений сразу на sd

Особенности преступления, наказания и судебного процесса

В византийском праве уголовно-правовые институты были зафиксированы в основном в таком важнейшем акте, как Прохирон.

Преступления классифицировались по следующей схеме:

Судебный процесс по Прохирону был инквизиционного типа. Доминировала система формальных доказательств. Например, свидетелями не могли быть несовершеннолетние, женщины, слуги, члены семьи, товарищи за товарищей, бедные, слуги за слуг, сыновья за отцов, глухие, немые, изобличенные в подлоге, еретики и т.д. Возможна была апелляция. В целом процесс был либеллярный: все его стадии оформлялись письменно: письменное прошение истца и возражение ответчика, протоколы, письменный приговор.

Источник

Государство и право Византии

Византийское государство прошло в своем развитии несколько этапов:

I-этап (IV- середина VII вв.) – разложение рабовладельческого строя, зарождение раннефеодальных отношений. В этот период в наследство от Римской империи в Византии осталась централизованная власть, развитый бюрократический аппарат. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат.

III этап (XIII-XVв.) – период кризиса империи, упадка центральной власти, углубления феодальных отношений, усиления процесса феодальной раздробленности, который завершился распадом государства в результате турецкой военной агрессии.

После разделения Римской империи в 395 г. на Восточную и Западную, именно Восточная Римская империя еще долгое время была хранителем государственно-правового наследия античности. Ее культура, быт, государственно-правовые институты во многом были восприняты Болгарией, Сербией, Киевской Русью и Грузией.

В то время, как Западно-римская империя пала под ударами варваров, Византия (где кризис рабовладельческого хозяйства протекал слабее) выстояла.

Все свободное население Византии в 4-5 в. делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское, а также провинциальная земельная знать. В Византии сохранились и развивались города как центры ремесла и торговли, что повлияло на формирование богатой городской верхушки.

С развитием христианства возникла жесткая иерархия церковных санов. В результате борьбы различных течений в христианстве господствующим в Византии стало православие.

Состав эксплуатируемого населения также был не одинаков.

В Византии долгое время сохранялось общинное земледелие. Свободные крестьяне обладали правом коллективной собственности на землю общины. Они платили налоги непосредственно государству.

Из римского права перешел институт колоната. Колоны разделялись на свободных и «приписных». Колоны-арендаторы платили налоги и пошлины своим господам.

На нижней ступени социальной лестницы стояли рабы. Однако с развитием феодальных отношений их роль в хозяйстве стала уменьшаться, на смену рабству приходили иных способы эксплуатации. Постепенно стали пресекаться попытка обращения свободных в рабов.

На втором этапе своего развития в Византии социальный состав общества стал еще более разнороден:

— сановные светские и церковные чины,

— местная военная и служилая знать,

— общинная и городская верхушка,

В среде зависимого крестьянства наметилась определенная дифференциация. Часть крестьян прикреплялась к земле, собственником которой был император – государственные крестьяне, другие – к земле отдельных феодалов. Такие крестьяне лишались свободы передвижения и платили следующие виды налогов:

— государственную хлебную ренту,

Количество частнособственнических крестьян с углублением феодальных отношений увеличивалось. Такие крестьяне назывались париками. Они не имели права собственности на землю, а владели землей на праве пожизненно наследуемого владения. Парики выплачивали своему господину ренту в отработочной, натуральной и денежной формах. В отличие от государственных крестьян, он не были прикреплены к земле до XIII-XIV в.

Во главе государства стоял император, наследник римских цезарей. Он обладал все полнотой власти: исполнительной, законодательной и судебной. Установленного порядка престолонаследия не было, так как право на корону давало не происхождение, а «божественное избрание». Из-за отсутствия установленного порядка престолонаследия император был вынужден считаться с «общими законами» империи. Его избирал сенат совместно с «народом Константинополя» и армией.

Серьезной общественной силой стали в 5 в. своеобразные политические партии – димы, важнейшими из которых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торгово-ремесленных верхов).

Император частично делил свои властные полномочия с константинопольским сенатом, в котором могли рассматриваться любые дела империи. Сила сената во многом определялась его составом, членами которого были представители самой богатой верхушки византийского общества.

С VIII в. начинается новое укрепление власти императора. Димы практически утратили свое влияние, роль сената практически сводится на нет.

Единственно серьезной силой, конкурирующей с императором за власть, осталась православная (греческая) церковь. Однако императору предоставлялось право утверждать патриарха и низлагать неугодного, что определенным образом сдерживало независимость церкви.

В Византии на основных этапах развития государства характерно наличие огромного бюрократического аппарата.

Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете, который был высшим органом при императоре. Высшими чиновниками Государственного совета являлись:

— два префекта претория,

— префект Константинополя, являвшийся председателем сената

— магистр – начальник дворца,

Квестор и магистр осуществляли непосредственное управление делами империи при помощи чрезвычайно огромного бюрократического аппарата. Отраслевая направленность отдельных ведомств была выражена не четко, что провоцировало дублирование функций друг друга.

Византийское право характеризовалось параллельным действием норм церковного и светского права, объединявшихся в особых сборниках – «Номоканонах».

Византийское право выросло непосредственно из римского права. Но поскольку римское право было рабовладельческим по сути, а Византия со временем стала феодальным государством, византийские правовые институты изменялись, приспосабливаясь к новым социально-экономическим отношениям.

В Византии впервые были предприняты попытки кодифицировать римское право в целом. В VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана был создан фундаментальный труд – Свод законов Юстиниана, состоявший из 50 книг.

Кроме римского классического права на византийское право оказало большое значение обычное права, распространившееся в восточных провинциях. Под влияние восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство.

Большая роль церкви в Византии проявлялась даже в частных ссылках в правовых документах на священные книги. Подобно древневосточному праву, некоторые правовые институты начинают трактоваться в религиозном духе или этическом духе. Например, используются традиционные для римского права понятия «право» и «правосудие», однако последнее в византийском праве трактуется как справедливость в духе христианской морали.

Основными памятниками византийского права считается «Эклога» (середина VIII в.), «Прохирон» (879 г.), «Василики» (890 г.).

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: