государство право политика экономика

Сокращаем площадь

Право, политика и экономика в структуре государства

Понятия и сущность, содержание и функции права, экономики и политики, общая характеристика и направления взаимосвязи данных категорий, оценка их роли и значения в системе современного государства. Соотношение и взаимосвязь права, экономики и политики.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 01.07.2013
Размер файла 130,0 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема взаимосвязи политики, права и экономики, изучаемая наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических и правовых изменений в обществе.

исследовать взаимодействие экономики, политики и права.

1. Рассмотреть что такое право, экономика, политика;

2. Рассмотреть соотношение и взаимосвязь экономики и права;

2. Рассмотреть взаимосвязь политики и права;

3. Рассмотреть соотношение и взаимосвязь политики и экономики;

4. Рассмотреть соотношение и взаимосвязь права, экономики и политики.

Актуальность этой темы состоит в том, что мы живем в обществе, которое в ходе своего существования изобрело право, политику и экономику. Все эти три аспекта основательно влияют на нашу жизнь и на само общество в целом. Знать и разбираться в этой теме необходимо каждому гражданину.

1. Понятия и сущность права, экономики и политики

Начнем с того, что такие термины (понятия), как право, экономика, политика взаимосвязаны между собой различными признаками, тем самым образуя единую систему, которая охватывает такие сферы как гражданское общество и государство. Даже можно сказать, что она и позволяет этим сферам существовать, поэтому их взаимосвязь можно назвать главным образующим звеном этих сфер.

К социальным нормам также относятся:

4) Корпоративные нормы.

5) Иные социальные нормы.

Эта диаграмма предоставляет возможность нам оценить в процентном соотношении всю главенствующую роль права в социальной сфере общества. Благодаря тенденции развития права в нашем современном мире, почти во всех странах, право стало главным социальным регулятором. И как у каждого явления, право имеет свои признаки:

3. Гарантированность государством.

4. Интеллектуально-волевой характер.

5. Формальная определённость.

К источникам права относятся (совокупность всех норм права) относятся:

2. Нормативный договор.

3. Судебный прецедент.

4. Правовая доктрина.

5. Нормативно-правовой акт.

1.частное и публичное право.

2.материальное и процессуальное право.

3.национальное и международное право.

Также существует такое понятие как нормы права (это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений). Все нормы права в совокупности составляют объективное право.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве).

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остаётся одной из нерешённых в науке проблем.

В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистско-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук.

1. Микроэкономика-изучающая функционирование производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

2. Макроэкономика-изучает функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений.

3. Интерэкономика-это мировая. Многоуровневая, глобальная система хозяйствования.

Также экономик имеет свои особые формы, на которые она подразделяется, вот основные из них:

1. Рыночнаяя экономика

Экономика, это в свою очередь основа для развития и существования государства. Торговля выступает как некий двигатель, который помогает любому государству в наше время держаться на плаву (иметь товар для покупки и продажи, и меть свою валюту, активы, денежные накопления и т.д.). Экономика же в может и определить то, какую политику может и будет вести государство. В каком положении будет существовать граждане этого государства.

Политика-это в переводе с греческого «государственная деятельность», поэтому к этому термину мы относим:

1. Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

2. Вопросы и события общественной, государственной жизни.

3. Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т.д.

Также Политика определяет идеологию стран. Вот несколько из них:

На сегодняшний день известно 20 политических идеалогий.

Политика выражается, материализуется в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политичес­кие результаты, последствия. Так, внутренняя и внешняя полити­ка государства находит выражение в основных направлениях его деятельности. Разработка и реализация стратегического полити­ческого курса страны немыслима без активной деятельности поли­тических партий, функционирования исполнительных органов го­сударства и др. В политической деятельности участвует множе­ство субъектов, она характеризуется системностью и многообрази­ем форм. Осуществляется она как на теоретическом, так и на прак­тическом уровне. Исключительное значение имеет вопрос эффек­тивности политической деятельности.

2. Соотношение и взаимосвязь права, экономики и политики

Благодаря различным взаимоотношениям права и экономики, появляется возможность регулировать и управлять экономикой и в наше время общество уже изобрело три таких способа:

1. Командный, административный, характеризирующийся тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются.

2. стихийный, рыночный, основанный на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику. В абсолютном виде в настоящее время нигде не наблюдается.

Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров. Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений. Прежде чем приступить к анализу соотношения права и экономики в различных социальных системах, необходимо установить основание классификации социальных систем. Длительное время в качестве единственно верного подхода к типологии социальных систем рассматривался марксистский подход (Марксистско-ленинское учение, в соответствии с которым пытались построить коммунистическое общество в России, неизменно подчеркивало доминирующее значение экономики для всех надстроечных явлений), который выделял последовательно сменяющиеся общественно-экономические формации:

Если же пытаться систематизировать, слитые в единое целое, право и экономику, то можно получиться различные социальные системы, которые потом можно будет подразделить на три следующие группы:

1. социальные системы с рыночной экономикой.

2. системы с плановой, административно-командной экономикой.

3. социальные системы со смешанной экономикой.

Воздействие права на экономику происходит тремя основными способами:

1. право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);!

2. право стимулирует создание и развитие новых экономичес- J ких отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор);

3. право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

Рассмотрим каждый из указанных способов.

1. Необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений объективно порождается экономическими потребностями общества. Выступая как закрепитель сложившихся реальных отношений в экономике (напр., определение участников рыночных отношений с помощью регистрационной деятельности компетентных органов государства), право обеспечивает их стабильность. Право соответствует материальным условиям жизни, обусловлено ими, фиксирует их. Оно не может быть выше уровня экономического развития общества. Например, нельзя требовать, чтобы в Украине были установлены такие же нормы права, как в США, об обеспечении старости, о пособиях по безработице и т.п., поскольку, не имея под собой реальной экономической почвы, они не будут выполнены.

2. В условиях трансформации экономической системы общества право может выступать в качестве определенного стимулятора развития этих отношений. Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять преграды на пути к рынку, создать дополнительные экономические стимулы, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и др. В Украине право стимулировало обеспечение экономической свободы, развитие права частной собственности, утверждение равноправия форм собственности, защиту бизнеса от чрезмерного регулирующего воздействия государства, предупреждение загрязнения окружающей среды и др. Однако новые, более развитые по своему содержанию производственные отношения, не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки.

Читайте также:  амортизация в налоговом учете больше чем в бухгалтерском проводки

Таким образом, определяясь экономикой, право оказывает обратное воздействие на экономику-либо способствует развитию экономики, ускоряет ее, либо тормозит поступательное движение вперед. Торможение происходит в том случае, когда экономические требования в праве отражаются в искаженном виде.

2.2 Взаимодействие Права и Политики

Право без сомнения имеет политическую основу (политическое содержание). А политика в свою очередь определяется правом. Право юридически оформляет политику, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает ей легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования государственного устройства. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

Политическая составляющая объективного права проявляется в том, что оно может выражать:

Несмотря на близость этих категорий, их нельзя отождествлять. Предпосылкой возможного их различия является относительная самостоятельность государства по отношению к граж­дан­­скому обществу. Политика и право отличаются целевой направленностью действий их участников. Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право в свою очередь ориентируется на равноправное и справедливое обеспечение многообразных интересов различных субъектов и конкретных социальных отношениях.

2.3 Взаимодействие Политики и экономики

Из всей системы надстроечных категорий ближе всего к экономике находится политика. Именно в ней отражаются экономические потребности и интересы различных социальных групп. Потому-то и получило столь широкое распространение определение политики как концентрированного выражения экономки. Особенно заметно на содержании политических решений сказываются интересы тех социальных групп, которые занимают доминирующее положение в экономике. Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями, экономическими интересами. В то же время, вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания. Наше общество сейчас находится именно в таком состоянии и различные политические и общественные силы ищут пути, разрабатывают и предлагают концепции выхода из кризиса. Взаимосвязь политических и экономических проблем постоянно обнаруживается даже на поверхности событий. Мы уже привыкли, что экономические дискуссии всегда тесно связаны с политическими дебатами и они ведутся не только в учебных аудиториях, на теоретических конференциях, но и в средствах массовой информации. При этом граница между политикой и экономикой очень подвижна.

Приступая к рассмотрению этой сложной и многогранной темы, необходимо определиться в понятиях которые уже были разобраны ранее.

Последовательность и эффективность экономической политики детерминируется действием разнообразных факторов. Будучи атрибутом политической власти и одним из способов ее осуществления, она формируется на пересечении экономики и политики, определяется социальной структурой общества, интересов, ценностных ориентаций субъектов и организаций, принимающих решения, зависит от состояния общественного сознания, уровня политической культуры, структуры власти (отношения между законодательной и исполнительной властью, правительством и профсоюзами, различными партиями) и распределения сил внутри иерархии власти.

В зависимости от того, какую экономическую политику выберет государство будет зависеть насколько хорошо будет существовать общество живущее в этом государстве, будет оно процветающим или же утопическим. Ведь экономическая политика отвечает за:

1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;

2. Поддержание эффективного размера занятости;

3. Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией;

4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

Ну и наконец их взаимосвязь позволяет нам глубже проникать в ту или иную сферу жизни общества и направленности государства. Вместе они образуют много новых направленностей и сфер науки:

1. Денежно-кредитная политика.

2. Бюджетная политика.

3. Налоговая (фискальная) политика.

4. Инвестиционная политика.

5. Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов.

6. Внешнеэкономическая политика.

Вместе они образуют новые комплексы мер, процедур, наук, которые появляются лишь благодаря тому, что Экономика вливается в политику, которая в свою очередь дает ей направленность(курс), из-за которой все наши современные страны процветают, ну кроме Греции конечно.

Вопросы соотношения права, экономики и политики являются одними из самых интересных и спорных не только в юридической науке, но и в целом ряде гуманитарных дисциплин.

Право, экономика, политика образуют собой некий комплекс(симбиоз) который работает только в том случает, если все три его составляющих взаимодействуют слаженно. Они напрямую зависят друг от друга. Политика существует благодаря праву, а двигает её вперед экономика (образно говоря, получается некая машина), если убрать хоть один элемент из этой цепи, то развалится и все остальное. Нельзя точно сказать что важнее, и какой элемент нужен в первую очередь. Но одно ясно наверняка, что пока эти элементы восполняют друг друга, наше общество сможет дальше процветать.

Проблема взаимосвязи политики, права и экономики, изучаемая наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических и правовых изменений в обществе.

Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно сделать вывод о том, что политические отношения проросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему.

Ни одна индустриальная или ставшая на путь индустриализации страна не обходится без политических решений, обеспечивающих необходимые условия индустриализации и повышения эффективности производства и обмена. Особенно важное значение имеют политические решения для оздоровления и упрочения финансовых систем, денежного обращения и финансирования хозяйства. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах относятся к важнейшим. Экономическая политика всюду нацелена на поиски соответствующего изменяющимся интересам и возможностям соотношения производства и потребления.

право политика экономика

1. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. 2004 г.

2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права

3. Кривогуз И.М. Политология: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений.

4. Политология: Учебное пособие для вузов. Сост.и отв. редактор А.А. Радугин.

5. Полунина Г.В. Политология: Учебник. М.: «АКАЛИС», 2010.

6. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия.

7. Теория государства и права: Учебник для вузов. С.С. Алексеев. 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности права и его взаимосвязь с политикой. Сущность права, его взаимосвязь с экономикой. Юридический позитивизм как одно из важных течений в правовой науке. Соотношение государства, права и экономики. Воздействие права и государства на экономику.

курсовая работа [63,6 K], добавлен 27.03.2012

Соотношение государства, права и экономики. Понятие, определение и признаки права. Роль экономики в возникновении и развитии права. Возникновение права по мысли Маркса. Механизмы общественного сознания и коллективной воли. Соотношение права и экономики.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 27.02.2009

Понятийный аппарат государства, права и экономики, теоретические основы их соотношения. Модели и виды соотношения государства права и экономики. Геополитическое влияние, осуществляемое через эмиссионные банки. Примеры осуществления геоэкономики.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 14.11.2014

Понятие и социальное назначение государства, его функции. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики. Сущность и основные направления социальной политики государства. Система социальной защиты населения в рыночной экономике.

курсовая работа [30,2 K], добавлен 27.09.2011

Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе. Сущность либеральной модели экономики. Право и государство: основные теории их соотношения. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства.

реферат [25,5 K], добавлен 08.02.2012

Соотношение предмета и объекта теории государства и права. Взаимосвязь теории государства и права с другими науками. Основные закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Научные основы внутренней и внешней политики.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 25.03.2015

Специфика функционирования и взаимодействия государства, права и экономики. Проблемы соотношения с позиции многогранности, многоаспектности таких социальных явлений. Возможные пути повышения эффективности государственно-правового регулирования экономики.

курсовая работа [74,1 K], добавлен 18.01.2014

Источник

Право, политика и экономика в структуре государства

Понятия и сущность, содержание и функции права, экономики и политики, общая характеристика и направления взаимосвязи данных категорий, оценка их роли и значения в системе современного государства. Соотношение и взаимосвязь права, экономики и политики.

Проблема взаимосвязи политики, права и экономики, изучаемая наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических и правовых изменений в обществе.

Читайте также:  где найти оберег в форме ключа геншин импакт

исследовать взаимодействие экономики, политики и права.

1. Рассмотреть что такое право, экономика, политика;

2. Рассмотреть соотношение и взаимосвязь экономики и права;

2. Рассмотреть взаимосвязь политики и права;

3. Рассмотреть соотношение и взаимосвязь политики и экономики;

4. Рассмотреть соотношение и взаимосвязь права, экономики и политики.

Актуальность этой темы состоит в том, что мы живем в обществе, которое в ходе своего существования изобрело право, политику и экономику. Все эти три аспекта основательно влияют на нашу жизнь и на само общество в целом. Знать и разбираться в этой теме необходимо каждому гражданину.

1. Понятия и сущность права, экономики и политики

Начнем с того, что такие термины (понятия), как право, экономика, политика взаимосвязаны между собой различными признаками, тем самым образуя единую систему, которая охватывает такие сферы как гражданское общество и государство. Даже можно сказать, что она и позволяет этим сферам существовать, поэтому их взаимосвязь можно назвать главным образующим звеном этих сфер.

К социальным нормам также относятся:

4) Корпоративные нормы.

5) Иные социальные нормы.

Эта диаграмма предоставляет возможность нам оценить в процентном соотношении всю главенствующую роль права в социальной сфере общества. Благодаря тенденции развития права в нашем современном мире, почти во всех странах, право стало главным социальным регулятором. И как у каждого явления, право имеет свои признаки:

3. Гарантированность государством.

4. Интеллектуально-волевой характер.

5. Формальная определённость.

К источникам права относятся (совокупность всех норм права) относятся:

2. Нормативный договор.

3. Судебный прецедент.

4. Правовая доктрина.

5. Нормативно-правовой акт.

Классификации(деление) системы права:

1.частное и публичное право.

2.материальное и процессуальное право.

3.национальное и международное право.

Также существует такое понятие как нормы права (это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений). Все нормы права в совокупности составляют объективное право.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве).

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остаётся одной из нерешённых в науке проблем.

В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистско-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук.

1. Микроэкономика-изучающая функционирование производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

2. Макроэкономика-изучает функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений.

3. Интерэкономика-это мировая. Многоуровневая, глобальная система хозяйствования.

Также экономик имеет свои особые формы, на которые она подразделяется, вот основные из них:

1. Рыночнаяя экономика

Экономика, это в свою очередь основа для развития и существования государства. Торговля выступает как некий двигатель, который помогает любому государству в наше время держаться на плаву (иметь товар для покупки и продажи, и меть свою валюту, активы, денежные накопления и т.д.). Экономика же в может и определить то, какую политику может и будет вести государство. В каком положении будет существовать граждане этого государства.

Политика-это в переводе с греческого «государственная деятельность», поэтому к этому термину мы относим:

1. Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

2. Вопросы и события общественной, государственной жизни.

3. Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т.д.

Также Политика определяет идеологию стран. Вот несколько из них:

На сегодняшний день известно 20 политических идеалогий.

Политика выражается, материализуется в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политичес­кие результаты, последствия. Так, внутренняя и внешняя полити­ка государства находит выражение в основных направлениях его деятельности. Разработка и реализация стратегического полити­ческого курса страны немыслима без активной деятельности поли­тических партий, функционирования исполнительных органов го­сударства и др. В политической деятельности участвует множе­ство субъектов, она характеризуется системностью и многообрази­ем форм. Осуществляется она как на теоретическом, так и на прак­тическом уровне. Исключительное значение имеет вопрос эффек­тивности политической деятельности.

2. Соотношение и взаимосвязь права, экономики и политики

2.1 Взаимодействие Экономики и Права

Благодаря различным взаимоотношениям права и экономики, появляется возможность регулировать и управлять экономикой и в наше время общество уже изобрело три таких способа:

1. Командный, административный, характеризирующийся тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются.

2. стихийный, рыночный, основанный на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику. В абсолютном виде в настоящее время нигде не наблюдается.

Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров. Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений. Прежде чем приступить к анализу соотношения права и экономики в различных социальных системах, необходимо установить основание классификации социальных систем. Длительное время в качестве единственно верного подхода к типологии социальных систем рассматривался марксистский подход (Марксистско-ленинское учение, в соответствии с которым пытались построить коммунистическое общество в России, неизменно подчеркивало доминирующее значение экономики для всех надстроечных явлений), который выделял последовательно сменяющиеся общественно-экономические формации:

Если же пытаться систематизировать, слитые в единое целое, право и экономику, то можно получиться различные социальные системы, которые потом можно будет подразделить на три следующие группы:

1. социальные системы с рыночной экономикой.

2. системы с плановой, административно-командной экономикой.

3. социальные системы со смешанной экономикой.

Воздействие права на экономику происходит тремя основными способами:

1. право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);!

2. право стимулирует создание и развитие новых экономичес- J ких отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор);

3. право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

Рассмотрим каждый из указанных способов.

1. Необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений объективно порождается экономическими потребностями общества. Выступая как закрепитель сложившихся реальных отношений в экономике (напр., определение участников рыночных отношений с помощью регистрационной деятельности компетентных органов государства), право обеспечивает их стабильность. Право соответствует материальным условиям жизни, обусловлено ими, фиксирует их. Оно не может быть выше уровня экономического развития общества. Например, нельзя требовать, чтобы в Украине были установлены такие же нормы права, как в США, об обеспечении старости, о пособиях по безработице и т.п., поскольку, не имея под собой реальной экономической почвы, они не будут выполнены.

2. В условиях трансформации экономической системы общества право может выступать в качестве определенного стимулятора развития этих отношений. Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять преграды на пути к рынку, создать дополнительные экономические стимулы, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и др. В Украине право стимулировало обеспечение экономической свободы, развитие права частной собственности, утверждение равноправия форм собственности, защиту бизнеса от чрезмерного регулирующего воздействия государства, предупреждение загрязнения окружающей среды и др. Однако новые, более развитые по своему содержанию производственные отношения, не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки.

Таким образом, определяясь экономикой, право оказывает обратное воздействие на экономику-либо способствует развитию экономики, ускоряет ее, либо тормозит поступательное движение вперед. Торможение происходит в том случае, когда экономические требования в праве отражаются в искаженном виде.

Читайте также:  1с результаты проверки состояния учета

2.2 Взаимодействие Права и Политики

Право без сомнения имеет политическую основу (политическое содержание). А политика в свою очередь определяется правом. Право юридически оформляет политику, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает ей легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования государственного устройства. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

Политическая составляющая объективного права проявляется в том, что оно может выражать:

Несмотря на близость этих категорий, их нельзя отождествлять. Предпосылкой возможного их различия является относительная самостоятельность государства по отношению к граж­дан­­скому обществу. Политика и право отличаются целевой направленностью действий их участников. Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право в свою очередь ориентируется на равноправное и справедливое обеспечение многообразных интересов различных субъектов и конкретных социальных отношениях.

2.3 Взаимодействие Политики и экономики

Из всей системы надстроечных категорий ближе всего к экономике находится политика. Именно в ней отражаются экономические потребности и интересы различных социальных групп. Потому-то и получило столь широкое распространение определение политики как концентрированного выражения экономки. Особенно заметно на содержании политических решений сказываются интересы тех социальных групп, которые занимают доминирующее положение в экономике. Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями, экономическими интересами. В то же время, вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания. Наше общество сейчас находится именно в таком состоянии и различные политические и общественные силы ищут пути, разрабатывают и предлагают концепции выхода из кризиса. Взаимосвязь политических и экономических проблем постоянно обнаруживается даже на поверхности событий. Мы уже привыкли, что экономические дискуссии всегда тесно связаны с политическими дебатами и они ведутся не только в учебных аудиториях, на теоретических конференциях, но и в средствах массовой информации. При этом граница между политикой и экономикой очень подвижна.

Приступая к рассмотрению этой сложной и многогранной темы, необходимо определиться в понятиях которые уже были разобраны ранее.

Последовательность и эффективность экономической политики детерминируется действием разнообразных факторов. Будучи атрибутом политической власти и одним из способов ее осуществления, она формируется на пересечении экономики и политики, определяется социальной структурой общества, интересов, ценностных ориентаций субъектов и организаций, принимающих решения, зависит от состояния общественного сознания, уровня политической культуры, структуры власти (отношения между законодательной и исполнительной властью, правительством и профсоюзами, различными партиями) и распределения сил внутри иерархии власти.

В зависимости от того, какую экономическую политику выберет государство будет зависеть насколько хорошо будет существовать общество живущее в этом государстве, будет оно процветающим или же утопическим. Ведь экономическая политика отвечает за:

1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;

2. Поддержание эффективного размера занятости;

3. Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией;

4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

Ну и наконец их взаимосвязь позволяет нам глубже проникать в ту или иную сферу жизни общества и направленности государства. Вместе они образуют много новых направленностей и сфер науки:

1. Денежно-кредитная политика.

2. Бюджетная политика.

3. Налоговая (фискальная) политика.

4. Инвестиционная политика.

5. Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов.

6. Внешнеэкономическая политика.

Вместе они образуют новые комплексы мер, процедур, наук, которые появляются лишь благодаря тому, что Экономика вливается в политику, которая в свою очередь дает ей направленность(курс), из-за которой все наши современные страны процветают, ну кроме Греции конечно.

2.4 Право, экономика, политика и их взаимосвязь

Вопросы соотношения права, экономики и политики являются одними из самых интересных и спорных не только в юридической науке, но и в целом ряде гуманитарных дисциплин.

Право, экономика, политика образуют собой некий комплекс(симбиоз) который работает только в том случает, если все три его составляющих взаимодействуют слаженно. Они напрямую зависят друг от друга. Политика существует благодаря праву, а двигает её вперед экономика (образно говоря, получается некая машина), если убрать хоть один элемент из этой цепи, то развалится и все остальное. Нельзя точно сказать что важнее, и какой элемент нужен в первую очередь. Но одно ясно наверняка, что пока эти элементы восполняют друг друга, наше общество сможет дальше процветать.

Проблема взаимосвязи политики, права и экономики, изучаемая наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических и правовых изменений в обществе.

Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно сделать вывод о том, что политические отношения проросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему.

Ни одна индустриальная или ставшая на путь индустриализации страна не обходится без политических решений, обеспечивающих необходимые условия индустриализации и повышения эффективности производства и обмена. Особенно важное значение имеют политические решения для оздоровления и упрочения финансовых систем, денежного обращения и финансирования хозяйства. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах относятся к важнейшим. Экономическая политика всюду нацелена на поиски соответствующего изменяющимся интересам и возможностям соотношения производства и потребления.

право политика экономика

1. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. 2004 г.

2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права

3. Кривогуз И.М. Политология: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений.

4. Политология: Учебное пособие для вузов. Сост.и отв. редактор А.А. Радугин.

5. Полунина Г.В. Политология: Учебник. М.: «АКАЛИС», 2010.

6. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия.

7. Теория государства и права: Учебник для вузов. С.С. Алексеев. 2001 г.

Подобные документы

Особенности права и его взаимосвязь с политикой. Сущность права, его взаимосвязь с экономикой. Юридический позитивизм как одно из важных течений в правовой науке. Соотношение государства, права и экономики. Воздействие права и государства на экономику.

курсовая работа [63,6 K], добавлен 27.03.2012

Соотношение государства, права и экономики. Понятие, определение и признаки права. Роль экономики в возникновении и развитии права. Возникновение права по мысли Маркса. Механизмы общественного сознания и коллективной воли. Соотношение права и экономики.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 27.02.2009

Понятийный аппарат государства, права и экономики, теоретические основы их соотношения. Модели и виды соотношения государства права и экономики. Геополитическое влияние, осуществляемое через эмиссионные банки. Примеры осуществления геоэкономики.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 14.11.2014

Понятие и социальное назначение государства, его функции. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики. Сущность и основные направления социальной политики государства. Система социальной защиты населения в рыночной экономике.

курсовая работа [30,2 K], добавлен 27.09.2011

Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе. Сущность либеральной модели экономики. Право и государство: основные теории их соотношения. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства.

реферат [25,5 K], добавлен 08.02.2012

Соотношение предмета и объекта теории государства и права. Взаимосвязь теории государства и права с другими науками. Основные закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Научные основы внутренней и внешней политики.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 25.03.2015

Специфика функционирования и взаимодействия государства, права и экономики. Проблемы соотношения с позиции многогранности, многоаспектности таких социальных явлений. Возможные пути повышения эффективности государственно-правового регулирования экономики.

курсовая работа [74,1 K], добавлен 18.01.2014

Понятие права и государства. Правовое государство. Понятие и признаки правового государства. Соотношение правового государсвта и гражданского общества. Взаимосвязь права и государства с другими сферами общественной жизни. Право, экономика и политика.

курсовая работа [34,1 K], добавлен 26.03.2007

Основные признаки, функции и задачи государственной власти. Характер, формы взаимодействия права и экономики в различных социальных системах. Особенности форм правления современных государств. Отличительные черты парламентарной и президентской республики.

контрольная работа [19,5 K], добавлен 05.04.2014

Понятие наказания и его признаки. Наказание и иные меры уголовно-правового характера. Основные признаки государства. Зависимость экономики от права. Роль права в рыночных отношениях. Закрепление в законе гарантии всех форм собственности и их равенства.

курсовая работа [35,9 K], добавлен 08.12.2015

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: