граждане имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения

Экономическая целесообразность выращивания малины

Пожизненное наследуемое владение земельным участком

%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D0%B8 %D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8BЗемельное законодательство в период существования СССР значительно отличалось от современного. Сама правовая система строилась на совершенно иных принципах, в частности, на том, что земля может находиться лишь в государственной собственности. Отдельным лицам земля могла передаваться на каком-либо ином праве, то право собственности всегда сохранялась за государством.

Чаще всего земельные участки предоставлялись гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, иногда на праве постоянного бессрочного пользования. Встречались и те случаи, особенно в ранний период существования СССР, когда земельные участки предоставлялись без указания какого-либо права либо это право невозможно установить. Земельные участки, принадлежащие гражданам на данных правах, можно встретить до сих пор. При вступлении в силу Земельного кодекса было предусмотрено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком сохраняется. Действующим законодательством предоставление земельных участков на таком праве не предусмотрено, однако такое право продолжает существовать и находится под защитой закона. Изъятие земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением случаев, указанных в законе.

Основания для изъятия земельный участков, находящихся у гражданина на праве пожизненного наследуемого владения, те же, что и для прекращения права собственности. Это возможно лишь в судебном порядке, кроме случаев возведения самовольной постройки, нарушающей требования законодательства и последующем неисполнении решения суда о сносе самовольной постройки либо приведения ее в надлежащее состояние. Иных оснований прекращения права, связанных исключительно с характером данного права, не предусмотрено, равно как и понуждение владельцев к переоформлению данных участков в собственность.

Право собственности включает в себя 3 базовых правомочия: владение, пользование и распоряжение. Собственник вправе осуществлять свои правомочия свободно, если это не нарушает требования закона и права других лиц, в том числе может свободно отчуждать имущество. Право пожизненного наследуемого владения похоже на право собственности. Владелец может свободно владеть имуществом, то есть удерживать его у себя и не давать другим лицам им пользоваться, может свободно осуществлять пользование земельным участком в своих интересах. Земельные участки предоставлялись гражданам на праве пожизненного наследуемого владения для следующих целей:

Однако, право распоряжения у владельца ограничено. Так, владелец вправе распорядиться своим земельным участком только 2 способами:

Как правило, у владельцев земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, трудности возникают лишь тогда, когда им нужно распорядиться земельным участком: продать, подарить, обменять и так далее. Для того, чтобы заключить данные сделки, необходимо переоформить свой земельный участок в собственность.

Закон устанавливает единый порядок регистрации права собственности а земельный участок, предоставленный на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования или без указания права. В случае, если земельный участок был предоставлен для тех целей, что и были для права пожизненного наследуемого владения, то для целей государственной регистрации права собственности такое неустановленное право фактически приравнивается к праву пожизненного наследуемого владения.

Регистрация права собственности на земельный участок, предоставленный на праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в общем порядке. Для регистрации необходимо предоставить документы, подтверждающие права владельца на данный участок. Это может быть:

В случае, если гражданин не имеет документов, подтверждающих его права на земельный участок, признание права собственности осуществляется в судебном порядке.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что пожизненное наследуемое владение земельным участком — устаревшая конструкция законодательства, которая встречается и по сей день. Владельцы земельных участков на таком праве не несут практически никаких неблагоприятных последствий, связанных именно с этим правом. Переоформление земельного участка в собственность осуществляется свободно.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Источник

Право пожизненного наследуемого владения (комментарий)

Уважаемые коллеги! Прошу посмотреть проект текста комментария по ПНВ. Мне этот текст кажется очень сырым, поэтому прошу помочь кто чем может

Право пожизненного наследуемого владения

Статья 265. Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

1. Общие замечания. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком (далее также ППНВ) – живое ископаемое российского частного права. По сути, ППНВ является наследником эмфитевзиса, чиншевого владения и предусмотренного Проектом Гражданского уложения права наследственного оброчного владения.

Поэтому «право непосредственного пользования землями сельскохозяйственного назначения из состава единого государственного земельного фонда» за частными лицами было признано уже Земельным кодексом РСФСР 1922 г. Право на землю, предоставленную в трудовое пользование, объявлялось бессрочным и могло быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Все сооружения, постройки, посевы и растения, «и вообще все, соединенное с участком земли, находящимся в пользовании землепользователя», признавалось принадлежащим землепользователю (надо полагать, на праве собственности), а покупка, продажа, завещание или дарение, а также залог земли запрещались под страхом недействительности сделки, уголовного наказания и изъятия земли.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. такой подход подтвердил. Земля объявлялась общим достоянием всего советского народа, состоящим в исключительной собственности государства и предоставляемым только в пользование (ст. 3).

В близком к современному виде право пожизненного наследуемого владения появляется в позднем советском праве; оно было предусмотрено в ст. 5 и 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г., а затем в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. и в Указе Президента СССР от 5 января 1991 г. № 1285 «О первоочередных задачах по реализации земельной реформы». Затем положения о праве ПНВ были практически воспроизведены в раннем постсоветском законодательстве – упоминали право пожизненного наследуемого владения землей Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г., Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г., Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., а подробная регламентация института содержалась в Земельном кодексе РСФСР от 21 апреля 1991 г.

Новый Земельный кодекс Российской Федерации предусмотрел в ст. 21 (Федеральным законом № 171-ФЗ ст. ст. 20 и 21 Земельного кодекса РФ, посвященные праву постоянного (бессрочного) пользования и праву пожизненного наследуемого владения земельным участком, уже признаны утратившими силу), что предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается, однако ППНВ земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином ранее, сохраняется (п. 1).

Согласно ст. 3 закона о введении в действие ЗК РФ право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется; права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 1). Если гражданин воспользовался своим правом на «переоформление в собственность» принадлежавшего ему права пожизненного наследуемого владения, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения прекращается вследствие того, что по общему правилу никому не может принадлежать ограниченное вещное право на свою собственную вещь.

Поскольку оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, каким-либо сроком не ограничивается (ч. 3 ст. 3 Вводного закона), можно предположить, что ППНВ еще долго будет существовать в российском праве.

2. В соответствии с комментируемыми нормами право пожизненного наследуемого владения – ограниченное вещное право на земельный участок, которое может принадлежать только гражданину. По всей видимости, комментируемая норма имеет в виду любое физическое лицо, которое может и не быть гражданином России и при этом получить такое право по наследству, например.

В случае множественности лиц отношения между ними должны строиться по правилам об общей собственности по аналогии закона.

Объектом ПНВ могут быть только земельные участки, находящиеся в публичной собственности (ст. 265 ГК), а основанием возникновения ПНВ может быть лишь принятое публичным собственником решение о предоставлении земельного участка во владение.

Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

2. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Право пожизненного наследуемого владения исторически возникло как функциональный аналог права собственности, что и предопределило его содержание. Публичный собственник, передавший земельный участок гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, фактически утрачивает какие либо правомочия собственника, оставаясь, по сути, лишь обладателем голого права.

ППНВ предполагает право владельца владеть и пользоваться земельным участком, возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Обладателю ППНВ принадлежат посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации (п. 2 ст. 40 ЗК). Это согласуется со ст. 136 ГК, в соответствии с которой плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Владелец участка на праве ПНВ, возведший на нем самовольную постройку, как и собственник участка, может требовать признания за ним права собственности на эту постройку на основании п. 3 ст. 222 ГК. Однако если это не удастся, ему необходимо иметь в виду, что (как и собственник) он может утратить право на участок по правилам ст. 54 ЗК.

Обладатель ППНВ на основании ст. 305 ГК имеет возможность прибегнуть к виндикационному и негаторному искам для защиты своего права – в том числе и против собственника.

Собственник вправе изъять земельный участок у владельца лишь в предусмотренных законом случаях. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть прекращено принудительно в случаях, указанных в п. 2 ст. 45 Земельного кодекса – при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Под использованием участка с нарушением требований законодательства понимается использование его не по целевому назначению или если такое использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом; создание или возведение на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется на основании судебного решения об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания) – п. 1 ст. 54 ЗК.

Изъятие принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в общем, по тем же правилам, что и изъятие участка у его собственника. При этом даже размер возмещения в случае прекращения права пожизненного (наследуемого) владения земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка (подп. 2 п. 3 ст. 56.8 ЗК).

Интересно отметить, что если для государственных нужд изымается земельный участок, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию и предоставленный гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, всю рыночную стоимость этого участка получит гражданин, муниципальное же образование не получит ничего. Это хорошо иллюстрирует содержание права собственности на участок, переданный в ПНВ.

Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

1. Комментируемая норма устанавливает запрет на распоряжение земельным участком, допуская переход права пожизненного наследуемого владения лишь в порядке универсального правопреемства.

1.1. До недавнего времени специальные правила устанавливались ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» для дачных, садовых и огородных земельных участков. В соответствии с ч. 2 ст. 30 этого закона такие участки можно было, в частности, обменять. Кроме того, эта же норма устанавливала, что эти участки наследуются лишь по закону. В настоящее время эта норма утратила силу, и в соответствии со ст. 1181 ГК принадлежавшее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, то есть в том числе и по завещанию. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указывается, что земельные участки и расположенные на них здания, строения, сооружения выступают в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота (статья 130 ГК РФ), поэтому завещатель вправе сделать в отношении их отдельные распоряжения, в том числе распорядиться только принадлежащим ему строением или только земельным участком (правом пожизненного наследуемого владения земельным участком) (п. 79). Однако распоряжение правом пожизненного наследуемого владения на случай смерти возможно с ограничениями, обусловленными характером этого права: например, нельзя завещать ППНВ юридическому лицу. Пленум Верховного Суда РФ в п. 78 Постановления от 29.05.2012 № 9, в частности, указывает: «наследниками земельного участка, принадлежавшего наследодателю на указанном праве, могут быть только граждане. Включение в завещание распоряжения относительно такого земельного участка в пользу юридического лица влечет в этой части недействительность завещания».

Читайте также:  где выгодно страхование жизни при ипотеке

1.2. В то же время помимо распоряжения mortis causa ППНВ не исключает возможность распоряжения, не направленного на отчуждение ППНВ.

Владелец, например, может заключить соглашение об установлении сервитута – причем как в качестве сервитуария, так и «от имени» служащего участка, причем в последнем случае согласия собственника не требуется (ст. 39.24 ЗК).

Не противоречит смыслу ст. 267 ГК и передача имущества, например, в аренду, тем более что ст. 617 ГК прямо говорит о последствиях перехода право пожизненного наследуемого владения на сданное в аренду имущество к другому лицу.

1.3. Обладатель ППНВ имеет возможность отказаться от своего права на земельный участок по правилам ст. 53 ЗК, направив заявление собственнику земельного участка.

1.4. Комментируемая статья, впрочем, устанавливает императивный запрет на отчуждение самого права пожизненного наследуемого владения. Однако этот запрет, казалось бы, столь важный, на деле оказывается фикцией в силу действия принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 30.10.2012 № 18-КГ12-53 указывается следующее: «Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также предусмотрено, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Из приведенных правовых норм следует, что право пожизненного наследуемого владения соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования переходит в порядке правопреемства от прежнего собственника к новому собственнику одновременно с приобретением права собственности на здание, строение, сооружение».

Эта же позиция отражена, например, в Кассационном определении Верховного Суда РФ от 19.10.2018 № 4-КГ18-62: «земельный участок, находящийся на праве пожизненного наследуемого владения, сам по себе не подлежит отчуждению иному лицу по гражданско-правовой сделке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Из приведенных положений законодательства следует, что при продаже собственником строения, расположенного на земельном участке, находящемся у этого же лица на праве пожизненного наследуемого владения, за ним не может сохраняться земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения, который в том же объеме прав переходит к новому собственнику строения. При этом право владения и пользования земельным участком у нового собственника расположенной на нем недвижимости возникает в силу закона, что означает прекращение права пожизненного наследуемого владения на спорный земельный участок у продавца строения».

Стоит помнить, однако, что этот подход может применяться только в тех случаях, когда находящиеся на земельном участке строения отчуждаются физическому лицу, поскольку только граждане могут обладать ППНВ. В случае же отчуждения строения иному субъекту его право на землю должно иметь иной характер (аренда).

1.5. Те же правила должны применяться и при залоге строения.

1.6. Судебная практика и комментаторы сходятся в том, что обращение взыскания на земельный участок, находящийся в пожизненном наследуемом владении, невозможно.

Вряд ли такое решение справедливо. Право пожизненного наследуемого владения не является имуществом, забронированным от взыскания, и подобное изъятие, не имея разумных оснований, лишь понапрасну нарушает права кредиторов. Если же на участке есть постройки, принадлежащие должнику на праве собственности, они могут стать объектом взыскания со всеми вытекающими для судьбы земельного участка последствиями.

Источник

Граждане имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 3

Споры в суде общей юрисдикции

1. Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 342-ФЗ)

Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:

некоммерческим организациям, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;

организациям, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками;

гаражным потребительским кооперативам.

Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и сроком не ограничивается.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными юридическим лицам, указанным во втором и в третьем абзацах настоящего пункта, должно быть осуществлено до 1 января 2024 года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если:

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ, в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ, в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ)

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.5. Государственные учреждения, входящие в структуру Российской академии наук и являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, не вправе:

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сдавать такие земельные участки в субаренду;

передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков третьим лицам;

отдавать арендные права в залог;

вносить арендные права в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.

(п. 2.5 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.7. До 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

Читайте также:  азовский завод кузнечно прессовых автоматов инн

(п. 2.7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.8. В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

(п. 2.8 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.9. В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи. К такому заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии:

утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или проекта организации и застройки территории либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

выписки из решения общего собрания членов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

учредительных документов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

(п. 2.9 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.10. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

(п. 2.10 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

3. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

3.2. Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

4. Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. До установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

6. Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.

7. Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

9.1. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

(п. 9.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 239-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 08.06.2015 N 142-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет категории граждан из числа лиц, для которых работа в федеральных государственных образовательных организациях, организациях социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждениях здравоохранения, федеральных государственных учреждениях культуры является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооператива, предусмотренного настоящим Федеральным законом, и основания включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.06.2015 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют категории граждан из числа лиц, для которых работа в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организациях, организациях социального обслуживания, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях здравоохранения, государственных учреждениях культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях культуры является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооператива, предусмотренного настоящим Федеральным законом, и основания включения указанных граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 239-ФЗ, от 08.06.2015 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 239-ФЗ, от 08.06.2015 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 349-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

12. Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. С 31 декабря 2017 года применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области и в других случаях применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 июля 2016 года правила землепользования и застройки не утверждены, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Читайте также:  где в приложении здоровье вкладка источники

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 456-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 18.06.2017 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. До 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:

соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года;

соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.

До 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства, может быть заключен на срок не более чем пять лет.

Договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства, прекращается в случае, если лицо, которому предоставлен земельный участок, или лицо, к которому перешли права и обязанности по такому договору, по истечении шести месяцев с даты заключения договора аренды не получило в установленном порядке разрешение на строительство.

Ежегодная арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства или лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка, устанавливается:

в размере не менее двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка;

в размере не менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.

Договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, может быть заключен на срок не более девяти месяцев. Договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, не может быть продлен.

(п. 15 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие наименование категории «земли поселений».

(п. 16 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.

(п. 17 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные некоммерческим организациям, созданным до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, на праве безвозмездного пользования или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным организациям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется.

(п. 19 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Граждане и юридические лица, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», приобретают земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, без торгов в собственность или в аренду по выбору указанных граждан и юридических лиц в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

(п. 20 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 21 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 22 ст. 3 распространяется на договоры, которые заключены до дня вступления в силу ФЗ от 12.12.2011 N 427-ФЗ и обязательства сторон по которым не исполнены на день его вступления в силу.

Договор аренды такого земельного участка считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления уведомления о расторжении данного договора.

До истечения указанного месячного срока сторона по договору вправе направить в орган государственной власти или орган местного самоуправления письменные возражения по вопросу расторжения договора. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления указанных возражений до истечения указанного месячного срока договор считается расторгнутым со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления уведомления о подтверждении ранее принятого решения о расторжении договора.

Существенным нарушением условий данного договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, является:

неисполнение обязательств по строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества в срок, предусмотренный данным договором, или при отсутствии такого срока в данном договоре в срок, на который выдано разрешение на строительство, реконструкцию этого объекта, в случае, если строительная готовность объекта недвижимого имущества на последний день такого срока составляет менее чем сорок процентов общего объема его строительства, реконструкции, предусмотренного утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектной документацией;

отсутствие по истечении пяти лет со дня заключения данного договора разрешения на строительство, реконструкцию объекта недвижимого имущества, строительство которого предусмотрено данным договором, в случае, если в данном договоре не предусмотрен срок окончания строительства, реконструкции этого объекта.

Существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при заключении договора аренды земельного участка, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, является расторжение иного договора, заключенного с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию объекта недвижимого имущества на таком земельном участке, арендованном в соответствии с данным договором. В этом случае договор аренды земельного участка считается расторгнутым со дня расторжения указанного договора, за исключением случаев, если продолжение действия договора аренды земельного участка предусмотрено в соглашении о расторжении указанного иного договора.

Расторжение договора аренды земельного участка в связи с иными существенными нарушениями условий данного договора и (или) существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

(п. 22 введен Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ)

23. До установления Правительством Российской Федерации предусмотренного пунктом 3 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации порядка принятия решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию, ввиду его ненадлежащего использования решение об изъятии земельного участка принимается судом.

(п. 23 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации федеральному государственному унитарному предприятию, государственному унитарному предприятию субъекта Российской Федерации или муниципальному унитарному предприятию, по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется по правилам, установленным статьей 54 Земельного кодекса Российской Федерации для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию.

(п. 24 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком такое право прекращается со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка или со дня принятия в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка.

(п. 25 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Для образования земельных участков из земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или принадлежащих гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, подготовка и утверждение проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуются.

(п. 26 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

27. В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, этому гражданину может быть предоставлен без проведения торгов бесплатно в собственность другой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемого земельного участка.

(п. 27 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

28. В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования не указанному в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридическому лицу до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, этому юридическому лицу может быть предоставлен без проведения торгов в аренду или в случае, если это юридическое лицо имеет право на бесплатное переоформление изымаемого земельного участка в собственность, в собственность другой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемого земельного участка. При этом договор аренды другого земельного участка заключается на срок по выбору его арендатора, но не более чем на сорок девять лет.

(п. 28 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

29. В случае, если в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного унитарного предприятия земельным участком, находящимся в федеральной собственности, прекращено или с этим предприятием расторгнут договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, этому предприятию взамен такого земельного участка может быть предоставлен без проведения торгов другой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления этим предприятием уставной деятельности.

(п. 29 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Примечание. Для целей настоящей статьи, за исключением предусмотренных пунктом 9.1 настоящей статьи случаев, переоформление права на земельный участок включает в себя:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

30. Право собственности на земельные участки, на которых построены пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках), сохраняется, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

(п. 30 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 143-ФЗ)

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: